Есть в Беларуси, а конкретней в Поставском районе Витебской области очень интересное место. Во-первых, там проходит практически заповедная глухоманная железнодорожная линия Крулевщизна - Лынтупы почти до самого западного края региона. Во-вторых, эта линия обрывок некогда действующей жд до Литвы, по которой ещё в советское время и до 1995 года включительно ходил поезд 🚉 Витебск-Вильнюс.
А самое главное, что участок этой ветки проходит почти пять километров вплотную к белорусско-литовской границе. Прозрачный забор с колючей проволокой, датчиками и камерами наблюдения прилегает прямо к железнодорожным путям: вот так едешь в вагоне, а в 1 метре от тебя Литва и соответственно Евросоюз.
Проехать вдоль белорусско-литовской границы можно на пригородном поезде Крулевщизна - Лынтупы или на пассажирском Витебск - Лынтупы.
Забавно, что это в принципе один и тот же состав, что для пригородного, то и для пассажирского - один вагон с тепловозом ТЭП-70 (в 2015 году локомотивом была “Машка” М62). Просто от Витебска до Лынтупов этот чудо-поезд идет ночь в качестве пассажирского, а уже назад только до Крулевщизны в качестве пригородного.
Итак, железнодорожная станция Годутишки (бел. Гадуцiшкi), пути и платформа расположены с южной стороны от границы, там же белорусская деревня Крюки (Крукi).
С севера от забора с колючей проволокой литовское местечко Адутишкис (лит. Adutiškis).
Отправляемся с тупиковой станции Лынтупы на самом Западе Витебской области. Когда то она была сквозной, через нее проходили поезда дальнего следования Витебск - Вильнюс, а также пригородный дизель Вильнюс - Диджясалис. Последний курсировал даже некоторое время после распада Союза, то есть транзитом проходил Беларусь с погранконтролем, а сворачивал как раз на этих самых Годутишках, которые были тогда узловой станцией.
Очень сюрреалистично и даже жутко выглядит картина, когда едешь по обычным белорусским полям, деревушкам, и вдруг из-за горизонта откуда не возьмись появляется сплошная изгородь из колючей проволоки со столбами видеонаблюдения, и она тянется, петляет на много километров. Потом подходит прямо к железной дороге, и мимо нее наш поезд едет ещё километров 5.
В районе самого о.п. Годутишки за забором уже хорошо видны домики литовского местечка Адутишкис, огороды и даже башни костёла Девы Марии.
Когда-то во время отсутствия границ здесь было несколько переходов через пути, даже остались следы.
Ну а места ответвления железнодорожной ветки на Диджясалис из окна выявить не удалось.
Во времена отсутствия границ станция Годутишки была узловой, здание вокзала было с литовской стороны, сейчас конечно от него и следов не осталось, да и там колючая изгородь проходит прямо по месту.
Когда-то было и две платформы, при остановке поезда 🚟 на северную сторону выходили литовские пассажиры, на южную - белорусские.
Сейчас все просто: один путь, платформа с южной - белорусской стороны, там же и примитивный пассажирский павильон с расписанием.
Видео этой поездки:
И да, с белорусским паспортом проблем попасть в это место не возникнет, только сотрудник погранслужбы прямо в вагоне проверит документы и все. Для граждан РФ, тем более других стран нужно добывать специальное разрешение на проезд в погранзону.