Всем привет! Я не пропала, но немножко запоздала со статьей, из графика выбилась. Но не просто так! В колледже начались занятия с жесткой проверкой знаний. Коллоквиумы. Нет, не так.
Коллёквиумы. Преподаватели настаивают на мягком произнесении звука «л». Хотя в словах, содержащих корень «лог», можно оставить этот звук твердым. Остеология. Вертебрология. Песня! Это те разделы анатомии, которые мы сейчас сдаем. У меня все пятерки!
Было непросто. Например, «ос мандибула» - это нижнечелюстная кость. Но на ней есть разные отростки, вырезки, выступы, каналы, отверстия. В институте все это придется знать еще и не латыни. А костей в организме нашем больше двухсот! А мышц — вообще больше шестисот!
Однако вернусь мысленно на Енисей. Хоть ненадолго!
Сегодня расскажу о красотах и просто интересных вещах, которые мы с Тохой увидели и услышали на борту теплохода «Александр Матросов», который шел из Красноярска в Дудинку со всеми, что называется, остановками. И даже одной лишней, но об этом в следующий раз.
Мы шли по Енисею четыре дня и три ночи. Все это время река становилась все шире, а берега понижались и отдалялись. Енисей делит Сибирь на Западную и Восточную. Так вот, левый берег, он же берег Западной Сибири почти все время был невысоким. А берег Восточной Сибири — правый — местами серьезно возвышался. Здесь пролегает Енисейский кряж.
Кстати, как определить, где у реки левый берег, а где правый? Нужно встать лицом по течению, по направлению к устью. Левый берег будет слева)
На всем протяжении реки есть белые и красные буйки. Они обозначают фарватер, но сейчас ими не пользуются. Сейчас суда идет по навигатору и по створным знакам. На поворотах по берегам стоят специальные белые щиты. Судоводитель должен дойти до того места, где эти щиты — створные знаки — совмещаются в одну линию и после этого совершить поворот.
Навстречу нашему теплоходу двигались баржи. С металлоломом, с автомобилями, а чаще — с лесом. Но их было мало, буквально две-три в день. Когда мы путешествовали по Волге, две-три баржи мы встречали каждые двадцать минут. Как-то странно, учитывая, сколько всего полезного добывают на Таймыре.
Самым неожиданным оказалась встреча с судном, на котором было написано «Плавмагазин».
- Правильно, автодорог здесь нет, а снабжение поселков необходимо. Вот и приходит плавмагазин. На нем даже больше всякого добра поместится, чем на десятке фур, - это мне Тоха объясняет.
Кстати, соседка Матрена, о которой я упоминала раньше, рассказала такую историю. Она работает поваром в школе, наслышана о школьных делах. У них этим летом был только один выпускник — одиннадцатиклассник. Ему нужно было сдавать ЕГЭ. В родном селе это было невозможно сделать, так его возили в город на вертолете.
Я как представила себе: лететь три часа на вертолете (страшно, шумно) к десяти утра, а потом еще четыре часа экзамен писать. И назад на вертолете. А сколько стоит час борта? Для туристов понятно, что дорого. Двести пятьдесят тысяч, мы поэтому на Диксон не летим. Но если для школьника и сопровождающего его учителя даже двадцать пять тысяч за гос. счет — все равно многовато. А если учитель высоты боится? А если обоих вывернет в вертолете? В общем, не жизнь, а сплошные приключения)
Первые два дня пути запомнились еще стоянками. На Енисее теплоход нельзя ставить носом по течению, потому что течение на скорости менее 10 км/ч сносит корму. Поэтому перед каждым крупным поселком, где были остановки, мы делали крутой поворот на 180 градусов и медленно подходили бортом к дебаркадеру.
Дебаркадер — это плавучая пристань. Она не плавает, просто стоит в воде, чтобы судно могло подойти к ней вплотную и не сесть на мель. Хотя на Енисее на мель сложно сесть, от берега сразу начинается глубина.
В поселках Ярцево, Ворогово и Бор мы стояли по полчаса. Выходили на берег, размяться, землю под ногами почувствовать)
Еще когда только подходили, еще когда до швартовки оставалось не менее 15-20 минут, видели, как съезжаются к берегу «Уазики» и другие легковушки. Спешат, торопятся, пыль поднимают. Кто-то встречал родных, которые будут сходить с теплохода на берег, а кто-то намеревался заработать копеечку продажей провианта для пассажиров.
Как я уже писала, на теплоходе есть ресторан, где разрешается есть свою еду. Эту еду продавали на импровизированных рынках, которые стихийно собирались к приходу судна и развеивались после его ухода.
Здесь продавали вареную картошку, жареные домашние котлеты, соленые огурцы, вяленую рыбу и хмельные напитки.
Не знаю, как рыбу, а напитки разобрали все. Потом одна компания, высаживаясь на берег, своего товарища просто на руках выносила. Но сильно не буянили) Хотя мы заметили на судне человека, который следит за порядком, хоть и в штатском.
Традиционная ФОТОЗАГАДКА. Уровень 1 (легкий).
Который на фото - заяц? (Фото на сей раз не мои)
Ответ на фотозагадку предыдущей статьи. Как и обещала подписчикам, поясняю подробнее.
На фото была изображена особая стрела из обихода одного из северных народов Красноярского края - селькупов. На ум просится простой ответ - это орудие охоты.
Но назначение именно такой стрелы (вгляните на ее наконечник) иное. Ею селькупы перерезали пуповину. Не спрашивайте - не удобнее ли было сделать это ножом - нам так экскурсовод сказал. А количество ленточек соответствует количеству новых людей, пришедших в мир при помощи этой стрелы.