Найти в Дзене
Книжное Вдохновение

Сильные и нестандартные антиутопии, которые заставят глубоко задуматься

Оглавление

Более сотни лет писатели создают кошмарные миры, чтобы предупредить читателя о таящихся в будущем угрозах.

Антиутопии зародились давно, но расцвет жанра произошел в 1924 году после публикации романа «Мы» Евгения Замятина. Эта антиутопия стала предтечей как минимум двух известных произведений в том же жанре — «1984» Джорджа Оруэлла и «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли.

Для многих знакомство с жанром антиутопии заканчивается на этой троице. А ведь есть и другие нестандартные и увлекательные романы-антиутопии, которые пользуются меньшей популярностью. Но это не делает их менее актуальными. От будущего, которые они рисуют, порой кровь стынет в жилах.

«Сфера» — Дейв Эггерс

Если ты действуешь не на свету, чем же ты занят в тени?

Мэй Холланд повезло — она устроилась в известную мегакорпорацию «Сфера».

Когда-то давно сотрудники «Сферы» всего лишь улучшали комфорт пользователя в интернете, но влияние компании стремительно росло. Теперь «Сфера» — место, где каждый сотрудник делает мир лучше.

«Сфера» обеспечивает абсолютную прозрачность во всех сферах жизни общества. Никаких тайн, заговоров, преступлений и прочего ужаса. Каждый человек — открытая книга. Всё как в привычных нам соцсетях, но гораздо масштабнее.

«Сфера» начинается как история о технологическом рае с абсолютной безопасностью, к которому стремится современный мир. Но чем больше мы узнаем, тем скорее закрадывается вопрос: где грань между всеобщим благом и кошмаром наяву?..

«Сила» — Наоми Алдерман

Слушай, друг на друга не похожи даже камни, так с чего вы взяли, будто можно навешивать простые ярлыки на людей и считать, что теперь вам все ясно.
-2

Некоторые женщины по всему миру неожиданно получили способность управлять электричеством. С каждым днем таких женщин становилось все больше и больше.

Гендерные представления перевернулись с ног на голову. Теперь мужчинам страшно ходить по улицам ночью, ведь любая случайная прохожая может быть опасна. На работе мужчины стали «украшениями коллектива», а в некоторых странах их права ущемлены до предела.

Но станет ли мир лучше, если вместо патриархата в обществе воцарится радикальный матриархат?

«Песнь пророка» — Пол Линч

Если ты называешь черное белым и делаешь это достаточно долго, то черное становится белым, если ты повторяешь это снова и снова, люди начнут принимать твои слова за чистую монету.
-3

Сорокалетняя ученая и многодетная мать Айлиш Стэк живет с семьей в уютном пригороде Дублина.

Однажды вечером на пороге дома появляются сотрудники Государственной службы национальной безопасности. Они требуют поговорить с мужем Айлиш — активистом профсоюза учителей. Вскоре ее муж пропадает, а вместе с ним и другие активисты. Постепенно страна погружается в пучину тоталитарного безумия.

Айлиш изо всех сил цепляется за привычную жизнь, за оставшиеся крохи нормальности. Она не желает покидать родной городок, с которым прочно связана история ее семьи. Но какую цену она готова за это заплатить?

В этой статье я рассказала, почему на самом деле «Песнь пророка» так пугает. Спойлер: это не совсем антиутопия…

«Час быка» — Иван Ефремов

Самое трудное в жизни — это сам человек, потому что он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен был вести, по силе своей мысли и благородству чувств.
-4

Каждый житель Земли будущего знает: любое общество в своем развитии должно достигнуть высшей коммуннистической фазы или исчезнуть.

Или нет?

Давным-давно, около 2000 лет назад, в разгар политического кризиса группа людей покинула Землю в страхе перед ядерной войной. Они колонизовали далекую планету Торманс. Замкнутное общество без связи с земными сородичами так и не достигло коммунизма, но, тем не менее, жило и худо-бедно развивалось.

Земляне отправились в экспедицию на Торманс, чтобы помочь сородичам перейти на новую ступень развития. Но дела на планете оказались еще хуже, чем участники экспедиции предполагали. На Тормансе они обнаружили дистопичное общество с четкой системой каст. Низшее сословие — простые рабочие — должны умереть в 25 лет, чтобы не перенаселять планету. Ценным и образованным специалистам разрешалось пожить дольше.

Всей планетой управлял Совет Четырех во главе с диктатором. Культура Торманса была направлена на отупление населения, а познавать науку, искусство и жизнь других планет категорически запрещалось.

Смогут ли 13 землян хоть что-то изменить?

-5

———————————————

Как вы относитесь к антиутопиям? Какие книги в этом жанре у вас самые любимые?