Алексей Христофорович Митрофанов родился 24 (12) марта 1879 г. в деревне Лапино Медынского уезда Калужской губернии. «Отец мой николаевский солдат, многосемейный бедняк, работал в помещичьих имениях батраком, лесничим, сторожем, – писал он впоследствии в автобиографии. – Грамоте я учился у старшего брата, учившегося в начальной школе. В 1899 г. несколько недель посещал вечернюю школу при фабрике «Циндель» в Москве»
Автор: Текст и иллюстрации предоставлены Управлением государственной архивной службы Самарской области
Весной 1894 г. началась самостоятельная жизнь пятнадцатилетнего Алексея Митрофанова: он устроился рабочим на текстильную фабрику Пухова в Москве. Вступил в рабочий кружок, которым руководил народник Н.А.Малиновский. В конце 1901 г. Митрофанов выехал в Пермь, куда был ранее сослан Малиновский. В начале 1902 г. вступил в Пермскую революционную организацию, «называвшуюся почему-то «Союз – рис-д», – вспоминал он впоследствии
В марте 1903 г. Митрофанов вступил во вновь организованную Пермскую группу социал-демократов и начал пропагандистскую работу среди рабочих завода Мотовилиха. В октябре 1903 г. его избрали членом Пермского комитета РСДРП. В январе 1904 г. по обвинению в организации нелегальной типографии был арестован, пробыл в тюрьме почти год и освобожден под денежное поручительство местного либерала пароходовладельца Мешкова. В январе 1905 г. Митрофанов вновь арестован за организацию забастовки в железнодорожных мастерских, но как имеющий денежное поручительство через несколько дней он был освобожден.
С декабря 1904 г. по июль 1905 г. Митрофанов работал в Пермской столярной мастерской, вел активную революционную работу и был одним из руководителей майской и июльской забастовок рабочих Мотовилихи. За организацию забастовок был арестован и освобожден в октябре восставшими мотовилихинскими рабочими, захватившими на один день власть в городе. Вскоре после освобождения он по заданию Пермского комитета РСДРП отправился на уральские заводы для организации партийных групп и профсоюзов. Побывал на Лысьвенском, Чусовском, Пашнийском заводах. Во время декабрьского 1905 г. вооруженного восстания Митрофанов был вызван партийным комитетом в Пермь, участвовал в Мотовилихе в разоружении полиции, организации вооруженного отпора казакам. После подавления восстания ему пришлось скрываться под чужой фамилией в Екатеринбурге, но все же вскоре он был арестован; бежал из полицейского участка. После провала на Надеждинском заводе, куда был направлен для пропагандистской работы, возвратился в Екатеринбург, вступил в боевую дружину.
Весной 1906 г. Митрофанов был откомандирован в Тюмень для организации там большевистской парторганизации, в августе после провала молодой организации выехал в Уфу, где вскоре был избран в Уфимский комитет РСДРП. Возглавлял политическое руководство Уфимской боевой дружины, был членом редакции нелегальной газеты «Уфимский рабочий». Уральский областной комитет РСДРП направил Митрофанова в Кыштымскую парторганизацию, делегировавшую его на V (Лондонский) съезд партии. Летом 1907 г. после сходки рабочих в Кыштыме Митрофанов был арестован и пробыл в Екатеринбургской тюрьме до конца 1909 г. После освобождения уехал в Москву, работал в профсоюзах, используя легальные возможности для пропаганды большевистских взглядов, но уже осенью 1910 г. Митрофанова вновь арестовали. Летом 1911 г., тяжело больной, он был выпущен из тюрьмы.
В 1912-1913 гг. Митрофанов работал в Москве в профсоюзе деревообделочников и в кружке союза кондитеров, куда, как писал он в автобиографии, сам себя прикомандировал, потеряв на некоторое время связь с Московской парторганизацией.
В 1914 г. Митрофанов активно работал в подпольной организации большевиков, в легальных рабочих организациях и газете «Наш путь», но в 1915 г. был выдан провокатором, арестован и заключен в Таганскую тюрьму, где провел несколько месяцев, а затем был выслан под гласный надзор полиции сначала в Калугу, а затем в Самару. В Самаре Митрофанов устроился на службу в частную типографию, установил связи с большевистской организацией, работал в союзах деревообделочников и швейников.
На общегородской партийной конференции, состоявшейся 6 августа 1916 г. на Красной Глинке, среди других обсуждался вопрос и об издании нелегальной большевистской газеты «Волжская правда», подготовку которой поручили А.Х.Митрофанову. Вместе с двумя другими большевиками он начал готовить оборудование для типографии. В октябре 1916 г. по доносу провокатора подпольная типография была обнаружена, часть большевиков арестована, Митрофанову же удалось избежать ареста.
Газета, но уже под названием «Приволжская правда», вышла после Февральской буржуазно-демократической революции 17 марта 1917 г. Ее главным редактором был назначен Митрофанов. В первом номере был помещен Манифест Российской социал-демократической рабочей партии, сообщения о жизни партии, о профсоюзном движении в губернии.
Активное участие принимал А.Х.Митрофанов и в профсоюзном движении: 6 марта был избран в президиум союза строительных рабочих, затем на совещании представителей профсоюзных организаций (26 марта) избран товарищем (заместителем) председателя президиума Самарского центрального бюро .
27 марта на первом заседании Самарского временного городского комитета РСДРП было избрано бюро, председателем которого стал Митрофанов .
9 апреля в помещении театра «Триумф» состоялась общегородская конференция большевиков. Открыл конференцию А.Х.Митрофанов, он же выступил с докладом о деятельности временного комитета РСДРП. На конференции был избран губернский комитет партии. Председателем губкома стал Митрофанов и занимал эту должность до 8 октября 1917 г.
Вспоминая впоследствии об этом периоде, Митрофанов писал: «В октябрьский переворот был членом ревкома, оставаясь все время членом губкома и редактором «Приволжской правды», а вместе с тем выполнял другие партийные и советские работы» . Был одним из организаторов Самарского Совета рабочих депутатов и его постоянным членом, был членом городского и губернского комитетов большевиков, работал в профсоюзе, много внимания как редактор уделял газете «Приволжская правда». Митрофанов сам писал статьи, отчеты, привлекал к сотрудничеству партийных работников.
На заседании бюро губкома РКП(б) 3 апреля 1918 г. Митрофанов вновь был избран председателем губкома. Обстановка в губернии и в Самаре была напряженной: активизировались антисоветские силы. 17 мая в Самаре начался анархо-максималистский мятеж, для подавления которого были сформированы партийные боевые дружины. 19 мая мятеж был ликвидирован, но положение оставалось напряженным. Для управления губернией в сложившейся обстановке был образован губернский революционный комитет. К концу мая передовые части чехословацкого корпуса, двигавшиеся в эшелонах на восток страны, заняли Сызрань. Самара была объявлена на осадном положении.
Наступающие на Самару чехословацкие отряды создали угрозу для золотого запаса Советской республики, хранившегося в Самарском отделении Госбанка. Советское правительство в связи с этим приняло решение перевезти золотой запас в Казань. Уполномоченным по эвакуации золота был назначен А.Х.Митрофанов
Наступающие на Самару чехословацкие отряды создали угрозу для золотого запаса Советской республики, хранившегося в Самарском отделении Госбанка. Советское правительство в связи с этим приняло решение перевезти золотой запас в Казань. Уполномоченным по эвакуации золота был назначен А.Х. Митрофанов В его распоряжение был предоставлен специально сформированный губкомом РКП(б) отряд особого назначения. Благополучно доставив груз, в Казани Митрофанов узнал, что Самара занята белочехами.
После выполнения этого ответственного поручения Митрофанов был избран делегатом на V съезд Советов от Самары и от Перми . В июне 1918 г. он участвовал в подавлении левоэсеровского мятежа в Москве. На V съезде Советов был избран членом ВЦИК, членом президиума и заведующим крестьянской секцией ВЦИК, включен в комитет по редактированию проекта Конституции РСФСР. Кроме того, Совнарком назначил Митрофанова членом коллегии Наркомзема.
В 1918-1919 гг. редактировал ежедневную газету «Голос трудового крестьянства» и журнал «Красный пахарь».
С конца 1919 г. до середины 1922 г. А.Х.Митрофанов находился на советской, партийной и военной работе на Дону, в Сибири, на Урале. С 1922 г. снова в Москве: в 1922-1923 гг. – член коллегии Наркомзема, в 1923-1925 гг. – заведующий сельскохозяйственной инспекцией в Рабоче-крестьянской инспекции, с 1925 г. – в аппарате Центральной контрольной комиссии ВКП(б). В ноябре 1926 г. в Москве при участии Митрофанова было организовано собрание большевиков, работавших в Самарской губернии в 1917-1919 гг. Цель собрания заключалась в оказании помощи Самарскому Истпарту в сборе материалов о событиях 1917-1920 гг.
На собрании выступил А.Х.Митрофанов, в своей речи он отметил: «Большевистское ядро в Самаре было довольно значительное, оно состояло из ответственных и старых партийцев и, кроме того, подкреплялось группой латышей, дельных и преданных работников. Таким образом, Самара в смысле своего подпольного ядра стояла выше многих других организаций, так как в ней осела довольно значительная и квалифицированная группа большевиков. Я знаю мало городов, у которых в марте выходила большевистская газета» .
В 1929-1930 гг. Митрофанов руководил организацией чистки партии и учетом ее результатов. С 1930 г. по 1939 г. он возглавлял Московский зооветеринарный институт. В 1939 г. по состоянию здоровья Митрофанов перешел в Институт марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б) главным хранителем фондов. С началом Великой Отечественной войны эвакуировался на Урал в Челябинскую область, где 1 сентября 1941 г. скончался.
Удачи Вам в Ваших делах и хороших поездок! Спасибо за Ваши лайки и Ваши подписки !
Туристическая компания "Профцентр" - номер РТО 003897 в Федеральном реестре туроператоров РФ - туроператор по всем видам внутреннего туризма с 1997 года