Амурский тигр – очень красивое, интересное и безусловно редкое животное. Так что защищать и спасать его необходимо. Но это надо уметь делать!
В 1990-е страна была в таком положении в плане экономики, что выбирать ей особо не приходилось. В этих условиях программа сохранения амурских тигров и была передана негосударственному обществу WCS «Амурский тигр». Проект длился 18 лет и стоил не менее полусотни тигриных жизней.
Проблема контроля
В чем состояла одна из важнейших проблем охраны тигров? А в том, что у этих животных большие охотничьи участки, им не писаны государственные границы, они много перемещаются, и уследить за ними очень трудно.
В таких случаях для наблюдений за крупными животными обычно используется радиоошейник. Метод хорош, так как легко позволяет отследить перемещения и активность тигра, контролировать его местонахождение. И радиоошейники в распоряжении «Амурского тигра» имелись.
Оставалась только одна, но существенная проблема: эти ошейники надо было на тигров понадевать! Даже мирный домашний котик проявляет недовольство, когда ему пытаются натянуть противный ошейник от паразитов!
То есть дело было в том, чтобы тигров отлавливать и хоть как-то обездвиживать. Причем в значительном числе – учтено на начало 1990-х было 350 диких амурских тигров, то есть меченые ошейниками для получения достоверных сведений должны были исчисляться десятками.
Даже далеким от дела зоозащиты людям известны некоторые приемы обездвиживания крупных животных – например, выстрел особым дротиком с сильным снотворным. Но по непонятной причине зоозащитники воспользовались методом, против которого им бы по идее непримиримо бороться!
Родственница ловчей петли
Для отлова тигров использовалось приспособление, именуемое «ножная петля Олдрича». Основную ее часть составляет стальной трос, а надежный захват обеспечивают зажимы и фиксаторы – тоже металлические.
Зоозащитники почему-то были уверены, что это совершенно безопасное для животных устройство. И да, оно было надежным – если уж захватывала чью лапу или ногу, так уж не отпускала.
Но вот в чем беда: «петля Олдрича» и похожие на нее устройства регулярно выступают орудиями браконьерского промысла! Это те самые «ловчие петли», которые уже очень давно и недобро прославились, в том числе и стараниями защитников природы!
Звери не знают, что из такого силка им своими силами не выбраться, и лучше подождать смирно, пока придут люди и выпустят (ну или хоть отвезут контрабандой в какой зоопарк – все ничего). Они рвутся изо всех сил, пытаются грызть трос и рвать его зубами... А трос прочный!
Всякий, кто в детстве пробовал порвать руками проволоку или хоть прочную веревку, поймет, что получается в результате. Металлический трос глубоко врезается в захваченную лапу, причиняя весьма трудноизлечимые повреждения. Хищники ломают и вырывают «с мясом» когти, ломают зубы, травмируют челюсти и морды...
Странная «защита»
Все эти страшные вещи и случались с животными, которых «Амурский тигр» собрался защищать! Да, петли снимали, почти наверняка животному оказывали и какую-то помощь перед тем, как надеть ошейник и отпустить. Но сломанные зубы не восстановишь, да и сложные повреждения от троса заживают очень плохо...
В дикой природе серьезно раненое животное, утратившее частично возможность добывать пищу (а как еще оценить потерю тигром клыков?) и защищаться, обречено. Печальным доказательством стала судьба крупного тигра-самца, названного Сергеем – он погиб в конце 2007 года, вскоре после того, как обзавелся радиоошейником. Сохранились его фото, сделанные фотоловушками незадолго до этого – роскошнейший был котяра!
Только в 2010 году проект «Амурского тигра» был свернут. А уже через два года организации был предъявлен судебный иск по обвинению в жестоком обращении с животными, выраженном в использовании «петли Олдрича». По оценкам экологов, из-за травм от тросов погибло 50 из 70 отловленных тигров! Да уж, вот это защита природы!
Впрочем, сами «зооспасатели» и ухом не повели. Они преспокойно заявили, что случаи гибели животных от травм при поимке единичны, а все остальное не их вина. Что называется, «пошли в отказ».
На самом деле точно установить, сколько тигров погибло из-за «надежного и гуманного отлова» петлей Олдича, вряд ли получится. Но 50 особей в популяции численностью в 350 голов – это уже просто жуть жуткая! Спасли, да уж...
А все дело в том, что любое дело надо уметь делать! И «активист» – не диплом и не профессия! Проявлять общественную активность – дело хорошее, но не помешает помнить и старинную русскую мудрость: «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти!». Активизм от необходимости думать головой не освобождает...
Чем-то деятельность этих зоозащитников напоминает популярное видео про солдата, спасающего кота на дереве: