Найти тему

Алексей Колесников из Strike Arena: «Поход в компьютерный клуб – это такой же отдых, как сходить в ресторан»

Интервью с основателями компьютерных клубов о развитии геймерской индустрии.

Геймерская индустрия сейчас переживает свой расцвет. Это связано и с тем, что киберспорт признан во многих странах, и с тем, что компьютерные игры становятся все более интересными и разнообразными. В мире на данный момент насчитывается около 3,24 миллиарда игроков, что на 1 миллиард больше, чем за последние семь лет. Эксперты уверены, что эти цифры будут только расти, как в мире, так и в России. Мы пообщались с основателями сети компьютерных клубов Strike Arena Алексеем Колесниковым и Михаилом Павловым, чтобы узнать, как этот бизнес развивается в нашей стране.

— Расскажите, как началась ваша история?

Алексей Колесников: — Мы с Мишей жили в одной квартире, он работал айтишником, ремонтировал компьютеры, а я продавал машины. Однажды мне позвонил друг и спросил, что я думаю по поводу открытия компьютерного клуба. Это был июль 2018 года. На тот момент мне это сразу не показалось актуальным, но на всякий случай я спросил у Михаила, чтобы он прикинул, сколько будет стоить один мощный компьютер, оборудованный для игр. Он ответил, что 30 тысяч рублей. Я мысленно умножил эту сумму на 20 компьютеров, посчитал минимальные дополнительные вложения, понял, что их будет немного…

Алексей Колесников
Алексей Колесников

Михаил Павлов: — На тот момент в Москве действовало всего 9 компьютерных клубов. Мы заглянули в один из них, принадлежавший F5, и увидели там полный зал народа. Решили сходить в Winstrike. Там работало 110 компьютеров, и в час ночи почти все места были заняты.

Михаил Павлов
Михаил Павлов

Алексей Колесников: — У нас загорелись глаза. Мы взяли кредиты, продолжая работать на основной работе, продали машины. У меня была новая Audi, которую я купил пару месяцев назад. Миша хотел открываться сразу в Москве, я уговорил его попробовать в родных Чебоксарах, потому что мы знаем город. И вот так мы открылись в самом центре.

— А в Чебоксарах не было клубов на тот момент?

Алексей Колесников: — Были, но открытые в древние времена. Нам же хотелось чего-то нового, современного, сразу хотелось создать настоящий киберцентр. После того, как к нам начали ходить и собираться залы, мы решили масштабироваться. Привлекли инвестиции, открыли в Чебоксарах еще два клуба, они тоже выстрелили. Тогда мы открылись в соседнем городе, и поняли, что очень сложно управлять клубами, когда они находятся в ста километрах друг от друга. Пришлось бы сильно раздувать штат, чтобы контролировать качество.

Михаил Павлов: — Замечу, что с самого начала мы многое делали сами, своими руками. Больших денег у нас не было, поэтому ремонты в первых клубах мы делали собственными силами, не нанимая строительную бригаду. Первые компьютеры я собирал сам, не спал ночами.

Алексей Колесников: "Два года мы вникали во все тонкости бизнеса, прежде, чем начать развивать франшизу"

— Неужели не было в начале каких-то ошибок?

Алексей Колесников: — Конечно, они были! Изначально мы ориентировались на московские клубы и хотели, чтобы все было красиво. Купили огромные мониторы 34 дюйма, как у конкурентов. Но быстро поняли, что красивые мониторы совсем не нужны в компьютерном клубе. Сейчас мы видим, что все наши коллеги от этого отказались. Потом был большой промах с компьютерными креслами. Мы сделали ставку на недорогой китайский бренд, который на вид ничем не уступал марке DXRacer, но стоил в 10 раз дешевле. В итоге через несколько месяцев эти стулья начали ломаться, и мы купили брендированные игровые кресла, уяснив, что платим за качество. Потом еще разбирались со столами. Когда заказывали первый раз, не думали, что нужно специальное покрытие, потому что геймеры, бывает, разливают напитки. В общем, два года мы вникали во все тонкости этого бизнеса, прежде, чем начать развивать франшизу.

— Сколько у вас сейчас открыто арен? Какие плюсы можно получить от франшизы компьютерного клуба?

Алексей Колесников: — Сейчас Strike Arena — это более 40 точек в разных городах России. Мы даем нашим франчайзи опыт и знания, которые за эти годы получили сами. Например, раньше было выгодно открываться только в центре города с большим клубом в сто и более компьютеров. Сейчас мы поняли, что эта модель уже не работает, и нужно открываться в спальных районах. Выбор места для будущего клуба – это один из основных залогов его будущего успеха. Мы помогаем нашим франчайзи не прогадать с локацией.

Михаил Павлов: — Важный момент — выбор техники, CRM-системы (программа, которая помогает управлять бизнесом – прим. ред.), каких-то ноу-хау, которые позволят работать, зарабатывать и не закрываться.

— Как вам удалось упаковать вашу франшизу?

Алексей Колесников: — У нас изначально был небольшой штат, но мы понимали, что наш опыт очень ценен, мы знали, как привлечь аудиторию, как сделать хороший продукт. Так мы начали взаимодействовать с Максимом Прусаковым, нашим партнером, который начал развивать штат продажников, так мы начали продавать в месяц по 3-5 франшиз. Но потом случился ковид, в это время, конечно, ничего не функционировало, мы ощутили легкую панику. Но, как оказалось, это было время переосмысления. Мы переделали нашу первую арену в Чебоксарах в VIP-клуб без обычного зала. И с февраля этого года активно развиваем этот новый востребованный формат.

Было время сделать некий ребрендинг, сделать VIP-кабинки, новый ремонт. Так мы открыли отдельный бренд X-GAME (X-GAME-лаунж и X-GAME-арена), вложив туда 20 миллионов рублей. Мы научились на маленькой площади, около 110 кв м, используя буквально каждый сантиметр, открывать и компьютерный зал на 30 машин, и VIP-кабинки с Sony PlayStation.

— И это стало вашей фишкой?

Алексей Колесников: — Да, мы работаем, в основном, на взрослую аудиторию. Иногда у нас бывает меньше людей, но при этом средний чек растет. У нас геймеры не ощущают дискомфорта, когда они играют, и в это время полный зал народа. Мы продвигаем идею, что поход в компьютерный клуб — это такой же отдых, как поход в ресторан. Сюда можно прийти с друзьями, партнерами, обсудить какие-то дела, получив при этом максимум комфорта. С февраля этого года мы поменяли официально формат, введя его на уровне брендбука и франчбука.

Михаил Павлов: "С самого начала мы многое делали сами своими руками"

— А технические фишки у вас какие-то есть?

Михаил Павлов: — Мы уже больше года внедряем у себя так называемую «бездисковую систему», такого больше нет ни у кого из коллег. Современные игры весят немало, примерно 20-30 гигабайт. Например, новый Counter-Strike — это 60 гигабайт. То есть, клиент, когда приходит, он скачивает игру. Даже если у компьютера высокая скорость, то это занимает около 20 минут. На компанию из пяти человек на закачку игры может уйти час. Конечно, можно добавить игровое время, но если взрослые люди приходят на три часа в клуб, они планируют все их провести с пользой.

— Как же у вас это реализовано?

Михаил Павлов: — Я реализовал систему таким образом, что у нас все компьютеры подключаются к единому серверу. На нем хранятся все игры, и, соответственно, нет необходимости обновлять каждый компьютер. Клиент приходит, и если игры или обновления у нас нет, то он сразу скачивает ее на все компьютеры. Но зачастую все уже есть в нашей библиотеке. В рамках нашей франшизы все наши партнеры подключаются к этому серверу.

— А в финансовом плане что дает ваша франшиза?

Алексей Колесников: — Мы изначально подбираем финансовый план, проводим финанализ, в котором для наших партнеров расписана стоимость бюджета на открытие арены с наиболее оптимальным набором компьютеров, столов, прочей техники и т.д. Далее мы даем финансовую модель для дальнейшей работы. Я в нашей компании лично отвечаю за финансово-физические аспекты операционной деятельности, лично провожу финансовый аудит. У наших партнеров есть возможность раз в месяц или несколько месяцев обратиться ко мне лично с вопросами, я могу собрать информацию, дать свои комментарии по поводу улучшения показателей прибыли. Я доношу до наших партнеров, что чистая выручка, чистая прибыль зависит не только от доходов, но в том числе очень сильно, и от расходов. Я провожу оптимизацию затрат наших партнеров для того, чтобы они получали максимальное количество выручки. Ну и, соответственно, мы даем цены, которые не все могут дать на оборудование, на мебель…

— Наверное, вы не со всеми работаете, какие у вас критерии отбора будущих партнеров, ваших франчайзи?

Алексей Колесников: — Вместе с нашим коллегой Максимом Прусаковым, мы общаемся с нашими партнерами, смотрим на потенциальные локации, которые они предлагают и, соответственно, оцениваем наше взаимодействие. Сумма, с которой приходят будущие франчайзи может быть любая – и пара миллионов рублей, и 10. У нас сильная база инструментов лизинга, поэтому мы в этом плане очень гибкие. Сейчас у нас строится порядка трех арен с минимальным порогом входа в этот бизнес.

Более того, у нас есть одна арена в городе Иваново на базе детской юношеской спортивной школы, где вход был порядка полутора-миллиона рублей с учетом даже стоимости франшизы. И вот мы уже начинаем там ремонт. То есть мы оцениваем наших партнеров по платежеспособности, собираем для этого, соответственно, те или иные инструменты, которые есть в нашем распоряжении для того, чтобы привести достаточно грамотную и быструю работу, чтобы клуб быстро открылся и партнеры были довольны, начали быстрее зарабатывать.