Догадываюсь, что вы, уважаемые читатели, тоже уже открыли новый зрительский сезон, каждый в своем российском городе, а то и в зарубежье.
География подписчиков канала довольно широка и включает Германию, Израиль, США, Литву, Эстонию, Швецию, Белоруссию, Казахстан и какие-то еще точки скрыты под собирательным знаком "и др".
Почему в сегодняшнем зачине вспомнилось о гражданской принадлежности читателей? Может, чтобы прозвучало название еще одной страны - маленькой, так и хочется продолжить, но гордой Македонии. Хотя скорее, скажу - гордящейся. Уверена, что повод для этого есть. Уроженец города Скопье, где появилась на свет и Мать Тереза, нынешней весной получил звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Речь об Иване Поповски.
Один из известных учеников театрального гения Фоменко вовсю творит на российских подмостках. Профессиональная школа Петра Наумовича почитается мною давно. Да что я, мастер признан всем миром сценического искусства.
И спектакль "Обыкновенное чудо" на исторической сцене Театра имени Вахтангова попал в поле зрительского зрения как раз в связи с именем постановщика Ивана Поповски.
Совсем свежие премьерные работы не особенно люблю, стараюсь дождаться, пока спектакль окрепнет и настоится.
Первый показ пьесы Евгения Шварца в нынешней интерпретации состоялся на исходе прошлого года - 3 декабря 2023-го. Как и положено, сценическое творение обросло отзывами, обрело почитателей и недоброжелателей, куда без них - свет всегда был полон разных мнений.
Скажу сразу, "Обыкновенное чудо" Поповски мне понравилось. Даже очень. Прекрасное начало нового зрительского сезона. Неожиданное представление известного сюжета от Шварца, словно и не сказка вовсе. Но вечные ценности нашей жизни - любовь и доброта - по-прежнему во главе повествования. Разве это не волшебство?!
Вообще, вдохновляющим на просмотр нынешней работы посылом, кроме признания, что в Театре имени Вахтангова готова смотреть практически все, стало и участие в постановке Полины Рафеевой. Творчество недавней выпускницы Щукинского училища, сразившей обаянием актерского темперамента в "Варшавской мелодии", вызывает самый искренний интерес.
Образ юной Принцессы словно создан для даровитой актрисы. Быстрая, легкая, словно воздушная, она буквально летала над сценой, и кажется, что ни на секунду не спускалась с полупальцев.
Партию дочери Короля ведет только она, другие герои большей частью попеременно представляются разными артистами.
И конечно же, среди мотивирующих моментов - участие Леонида Бичевина. Коренной вахтанговец давно ходит в моих любимчиках, светлый и легкий актер, уж не взыщите, кто думает иначе. В постановке Поповски он играет Хозяина. И вот как раз эта роль делится между ним и Владимиром Логвиновым. Мне повезло, в сентябрьском составе был заявлен Бичевин.
Образ чудесника необыкновенно идет к его личностной фактурности. Мягкость и лучезарность актера придают довольно жестковатому по пьесе волшебнику больше теплоты и света.
Здесь самое время напомнить коротко сюжет от Евгения Шварца. Драматург написал свое "Обыкновенное чудо" в 1954-м, завершил как раз к очередной годовщине супружеской жизни. И признание несравненной Екатерине Ивановне вложил в уста своего героя: - " Пятнадцать лет я женат, а влюблен до сих пор в свою жену, как мальчик."
С этого объяснения и начинается на сцене интерпретация чудесной истории Поповски. И перед нашими глазами разворачивается и не сказка вовсе, а самая настоящая жизнь со всеми ее радостями, печалями и потерями.
Хозяйка, как именует супругу волшебника театральный постановщик, часто не разделяет стремлений мужа переделывать мир в соответствии со своими взглядами кудесника. Она словно уравновешивает его жесткость своей мягкостью, а чрезмерную неугомонность рассудочным спокойствием. Как же они, такие разные, уживаются вместе. "А все просто, - говорит автор. - Как в жизни". Наверное, любовь и есть те весы, что держат чашу ее терпения. Разве так не бывает?
Очередной жестокой забавой сочла женщина и преображение мужем медвежонка в молодого человека. Семь лет назад волшебник, чувствуя себя очевидно Хозяином мира, заколдовал лесного звереныша. Ключом возврата к прежнему образу сделал любовь и поцелуй юной Принцессы. Не все еще знать потеряно, осталось понимание сущности жизни и в душе тщеславного преобразователя природы.
И вот игра Бичевина как раз из примиряющих с жестковатой натурой кудесника моментов. В сюжете Шварца волшебник более прямолинеен и сух. Актерскую органику, к счастью, не скрыть и не спрятать. В исполнении вахтанговца Хозяин куда как привлекателен.
Вочеловеченный Медведь вскоре и появляется на сцене. Сохраняя еще повадки дикого зверя, юноша ловко преодолевает картонные препятствия.
А что же Принцесса? Она и влюбляется без памяти. Но красавец, понимая, что после возращения в родную шкуру он попадет под пулю охотника, отказывается от ее любви. Разве в жизни так не бывает, когда приходится выбирать между чувствами и обстоятельствами?
Из-за несбыточной первой любви юные принцессы часто теряют голову. Сколько мудрых бабушек, качая головой, приговаривают: - "Да встретишь ты мальчика еще лучше!" Вот и нашей Принцессе свет показался не мил без любимого. Она вознамерилась умереть. И ничто не может ее утешить, даже безмерная отцовская любовь.
Любовь как вечная ценность - в центре сценического повествования. Поповски не особенно акцентирует внимание на самодурстве Короля. Великолепная игра Артура Иванова, к слову. Не иронизирует чрезмерно над свитой, кажется, что постановщику не особенно интересны придворные дела. Приближенных и министров Короля играют Григорий Здоров, Олег Лопухов, Анна Чумак Анастасия Джентилини и другие не менее интересные актеры.
Сердце постановщика бесповоротно отдано всем своим влюбленным. В пьесе любви и на самом деле много, но Поповски намеренно обозначил все романтические линии на равных. И пьеса заиграла совсем по-другому.
Иначе смотрится на сцене несостоявшаяся пара - Трактирщик и Придворная дама. Любовь, соединявшая их прежде, еще жива, время над ней не властно. Но они не вместе, и так тоже бывает нередко, иногда обстоятельства выше чувств.
В прологе пьесы говорится: - "Речь о любви. Юноша и девушка влюбляются друг в друга, что обыкновенно. Ссорятся - что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец, сила их чувств доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, - что и удивительно и обыкновенно".
Принцесса и Медведь с их прекрасными юношескими порывами, как начало нового дня, нежный розовый рассвет. Они могут остаться вместе, это как день пойдет, а то и разойтись, как пошли по жизни разными дорогами Трактирщик и Эмилия.
Но тональность постановке задает, на мой взгляд, как раз история любви волшебника к жене. Их любовь, как уходящий день, закат на бархатном вечернем небе, когда никакая сила духа не способна остановить уход солнца.
Жена чудесника неизлечимо больна. Это для нее он выстраивает сказочный мир, придумывает истории, чтобы вдохнуть жизнь в ее уходящую от него душу. Он вырезает фигурки героев из подручного картона, в ход идут коробки из-под мороженого.
Эта игрушечная бумажная страна словно оживает в свете прожекторов. Гигантские манстеры, тропические лианы обвивают сцену то зеленью в лучах радости, то серостью под воздействием печали. Картонки как символ хрупкости мира, который порой мы сами себе создаем, и невозможности преодоления трагических реалий.
Такая трактовка пьесы, конечно, становится неожиданностью. И то, что молодой красавчик не возвращается к медвежьей шкуре после поцелуя, только подтверждает - не выдумка перед нами, настоящая жизнь. И ощущение грусти, оно совсем не от сказки, а от печали, какая порой неминуема в обычной действительности. Горечь от потери любимого человека.
Смысловые посылы на сцене можно разгадывать и разглядывать бесконечно. Кажется, что впору пересмотреть спектакль не один раз. Может, что-то еще ускользнуло от глаз. Один только многозначный "выход" медведя воспринимается и как поклон традиционной игровой стилистике Театра Вахтангова и как почтение памяти не так давно ушедшего мастера театральных интерпретаций Туминаса.
Медведей вообще на сцене много. Белые, что вереницей несут на себе Хозяйку. Красный плюшевый, что в раках у Принцессы. Спектакль-жизнь и спектакль-загадка, где смысловые посылы рассыпаны щедрой рукой постановщика.
Игра светом, красками, муляжами - осмысленно преднамеренная основа постановочной интерпретации. Режиссерская мысль раскрывается и талантливой рукой художника Марии Трегубовой. Ее работа безупречна в усилении сценического эффекта. Кажется, это первый опыт сценографа в Театре Вахтангова, работавшей и прежде с известными постановщика. Удачный, на мой взгляд, дебют на знаменитых подмостках.
Поповски - режиссер чрезвычайно музыкальный. Недаром одна из его наград - "Музыкальное сердце театра". И разговор о новом сценическом творении так и просится закольцеваться его именем, вернуться в своеобразную тонику. Постановки мастера идут на сцене Большого театра, он много работает с Театром Елены Камбуровой.
Возможно, но это исключительно мой взгляд, для нынешней постановки подошла бы новая красивая музыка. Хотя и можно рассматривать песни из фильма Захарова как своеобразный поклон в сторону еще одного таланта. Собственно, к творчеству Гладкова постановщик обращается не первый раз. Поклонники Ивана Поповски наверняка помнят мюзикл на сцене Театрального центра на Дубровке с участие актеров Театра имени Вахтангова.
Современная постановка концептуально отличается от прежней. Лишний раз подтверждение тому, что любую ситуацию можно воспринимать по-разному. И на искусство всегда можно взглянуть под другим углом.
И зрители восприняли творение по-разному. Краем своего любопытного уха всегда цепляю отзывы в зале. В антракте семья, что вместе с детьми смотрели сказку Шварца, под возмущенные реплики главы: - "Это же невозможно смотреть, предлагаю уйти". Домашние с сомнением: - "Может досмотрим, осталось-то", - засобиралась на выход.
На мой же благодарный взгляд, нынешний спектакль получился добрый, красивый и грустный. Жизнь - отнюдь не сказка. Даже силы огромной любви порой не хватает, чтобы остановить неизбежность ее печального исхода.
Конечная сцена ухода жены волшебника в пучину вечности трогает до слез. Но сразу, как только в финале прихлынут бутафорские волны, на авансцену из-под них эффектно выходят герои пьесы и тихо поют: - " Давайте простимся светло". Отпускать уходящих нужно именно так...
И зал взрывается аплодисментами. Зритель все понял. Очевидно, что постановку ждет долгая счастливая сценическая жизнь.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно, найдете дя себя что-то полезное. Приятного всем зрительского сезона!
К прочтению - с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации канала, связанные с творчеством актеров Театра имени Вахтангова, здесь: