26 сентября – 90 лет Олегу Валериановичу Басилашвили. Настоящей актерской глыбе. Последнему из могикан.
Олег Басилашвили очень много снимался в кино. Страшно сказать: более 85 лет он на экране. В первый раз появился еще ребенком в эпизоде знаменитого «Подкидыша». А всего у артиста более 80 киноролей.
Олег Басилашвили очень разноплановый актер. Он всегда неожиданен.
Авантажный и импозантный в «Гранатовом браслете» и «Служебной романе». Жестокий и бездушный в «Вечном зове». Скользкий и малоприятный в «Осеннем марафоне» и «О бедном гусаре замолвите слово». Зловещий и величественный в «Мастере и Маргарите». Благородный и симпатичный в «Вокзале для двоих». Кстати, именно за роль Рябинина в этом фильме Басилашвили был назван в 1982 году одним из лучших актеров.
В общем, список можно продолжать. Такая богатая палитра персонажей означает, бесспорно, знак качества. И это, согласитесь, дорогого стоит.
Но вот есть один киногерой в фильмографии Басилашвили, к которому лично я не могу относиться однозначно. Даже охарактеризовать его исчерпывающими двумя-тремя эпитетами трудно.
Я имею в виду роль бывшего пианиста, ныне бездомного Фёдора Степановича Елистратова в фильме Эльдара Рязанова 1991 года «Небеса обетованные».
Как мы помним, эта трагикомедия рассказывает о печальной судьбе людей, оставивших далеко позади свое довольно приличное прошлое и оказавшихся на самом дне жизни.
И надо сказать, что все эти люди сохранили достоинство и, несмотря на смешные нелепые ситуации, в которые время от времени попадают, все же вызывают уважение и сочувствие у зрителей.
Кроме этого Фёдора Степановича. Он-то как раз пробуждает довольно противоречивые чувства. Ну, очень уж он своеобразный персонаж.
Кстати, когда смотрю на этого Фёдора Степановича, мне представляется другой пианист. Тоже рязановского фильма. Тот самый Платон Рябинин из «Вокзала для двоих». Вот в Фёдора Степановича он и превратился бы после выхода из тюрьмы и в случае, если б остался один, без своей Веры.
Так вот этот Фёдор Степанович из «Небес…». Что с ним не так?
Вроде, славный малый. И душа у него добрая, возвышенная. И утонченный он, и интеллигентный. И ценитель красоты необычайный.
Как не воспылать к нему симпатией? Как не посочувствовать, что на старости лет оказался без кола и без двора на чьей-то богатой даче?
Но в то же время вызывает этот романтик преклонных лет и эмоции нехорошие. Ну, вот прямо воротит от его инфантилизма. А также закореневшей привычки закрывать глаза на реальное положение вещей и жить в мире грез. От его слащавого эстетства тоже не по себе как-то. Ну, как не понимает взрослый, неглупый человек, что безобразно нелеп в роли жениха юной и нагловатой девицы?
Вот потому чувства такие смешанные возникают у зрителя, когда мечты этого престарелого романтика в раз рассыпаются прахом. Невеста со своей тетушкой обнаруживают откровенный цинизм и хамство. А возвратившиеся хозяева, не церемонясь, разгоняют свадебную компанию.
Пожалеть бы злосчастного Фёдора Степановича. А не получается. Потому как противно и неприятно смотреть на буффонаду с нелепой свадьбой. Также точно, как и на превращение этого персонажа в ангела. Вроде, и надо разделить режиссерскую скорбь о потерянных грезах, но трудно.
И вместе с тем нельзя не признать, что этот несуразный, весьма неприятный Фёдор Степанович получился в фильме очень живым и настоящим. Навсегда в памяти остался. Как будто где-то на улице его встретил.
И в этом, конечно, заслуга талантливого артиста, Олега Валериановича Басилашвили.
А у вас, дорогие читатели, какие любимые роли Олега Басилашвили?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.