Найти в Дзене
Алексей Кучеренко

Озвучивание оркестра народных инструментов. Подбор и расстановка микрофонов, базовая эквализация.

Оглавление
Бас-балалайка
Бас-балалайка

Уважаемый читатель, нам довелось жить в эпоху, когда озвучивание любых оркестров стало необходимым атрибутом удачного выступления. Практически в любом зале, начиная от Московской консерватории имени П. И. Чайковского и заканчивая залом Академии акварели и изящных искусств С. Андрияки вам предложат варианты звукового сопровождения вашего оркестра.

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев это будут подвесные микрофоны, спускаемые с потолочных конструкций, либо обычные вокальные микрофоны, установленные на микрофонные стойки типа "журавль". Также встречаются варианты установки инструментальных микрофонов фронтально в один ряд, с равными промежутками (Концертный зал имени С. В. Рахманинова). Все эти варианты не позволяют в полной мере раскрыть потенциал оркестра народных инструментов.

Наилучшей комбинацией для озвучки народного коллектива будет набор инструментальных микрофонов с малой диафрагмой в комплекте с микрофонами с большой дюймовой диафрагмой. Микрофоны с малой диафрагмой позволят лучше передавать быстрые инструментальные штрихи домр и балалаек, а микрофоны с большой диафрагмой лучше раскроют глубину оттенков звука баянов и аккордеонов.

Инструментальные микрофоны с малой диафрагмой

В качестве инструментальных микрофонов с малой диафрагмой я предлагаю рассмотреть следующие модели микрофонов:

1. Rode NT5-MP

Rode NT5-MP
Rode NT5-MP

Микрофоны от известной австралийской компании Rode. Выполнены в прочном никелированном корпусе, поставляются в пластиковом кейсе в комплекте с держателями и ветрозащитой.

Основные характеристики:

  • Капсюль 0.5" с позолоченной мембраной
  • Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
  • Выходное сопротивление: 100 Ом
  • Диаграмма направленности: кардиоида
  • Максимальный уровень звукового давления: 143 дБ
  • Соотношение сигнал / шум: 78 дБ
  • Фантомное питание

2. Rode NT55-MP

Rode NT55-MP
Rode NT55-MP

Более старшая в линейке модель австралийского производителя Rode. В отличие от Rode NT5-MP имеют переключатели выбора порога среза низких частот и аттенюатора на -10 дБ и -20 дБ чувствительности, что позволяет озвучивать ими не только струнные инструменты, но и ударные установки и медные духовые. Также в комплекте поставляются сменные картриджи круговой диаграммы направленности.

Основные характеристики:

  • Капсюль 0.5" с позолоченной мембраной;
  • Трехпозиционный обрезной фильтр низких частот: 0 / 75Гц /150Гц
  • Трехпозиционный переключатель аттенюатора: 0 / -10дБ / -20дБ
  • Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц;
  • Выходное сопротивление: 100 Ом;
  • Диаграмма направленности: кардиоида, круг
  • Максимальный уровень звукового давления: 136 дБ
  • Соотношение сигнал / шум: 79 дБ
  • Фантомное питание

3. Shure SM137-LC

Shure SM137-LC
Shure SM137-LC

Микрофон известного американского бренда Shure. Имеет прочную конструкцию, позолоченную диафрагму на майларовой основе. Капсюль микрофона оснащен антивибрационным подвесом и трехслойной металлической защитной сеткой.

Основные характеристики:

  • Капсюль с позолоченной мембраной на майларовой основе
  • Двухпозиционный переключатель аттенюатора: 0 Дб / -15 дБ
  • Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
  • Выходное сопротивление: 150 Ом
  • Диаграмма направленности: кардиоида
  • Максимальный уровень звукового давления: 144 дБ
  • Соотношение сигнал / шум: 75 дБ
  • Фантомное питание

4. Sennheiser E614

Sennheiser E614
Sennheiser E614

Микрофон популярного немецкого бренда Sennheiser. Отличается естественным звучанием во всем диапазоне частот, надежной конструкцией и устойчивостью к высоким уровням звукового давления.

Основные характеристики:

  • Частотный диапазон: 40Гц - 20кГц
  • Выходное сопротивление: 50 Ом
  • Направленность: суперкардиоида
  • Тип: конденсаторный
  • Чувствительность, дБ/Па: 3 mV/Pa = - 50dB (0 dB = 1 V/Pa)
  • Максимальный уровень звукового давления: 139 дБ

Использовать микрофоны из этого списка мы будем в качестве подзвучки струнных инструментов, таких как: домра, балалайка, гусли. Также они понадобятся для ударной установки в режиме оверхэдов.

Микрофоны с большой диафрагмой.

Эти микрофоны я рекомендую использовать для подзвучивания баянов и аккордеонов, а также бас-балалайки, если такая есть в составе оркестра.

1. Rode NT1 Signature Black

Rode NT1 Signature Black
Rode NT1 Signature Black

Микрофон от австралийской фирмы Rode. Отличается сверхнизким уровнем собственного шума и хорошей чувствительностью.

Основные характеристики:

  • Частотный диапазон: 20Гц - 20кГц
  • Выходное сопротивление: 100 Ом
  • Направленность: кардиоида
  • Тип: конденсаторный
  • Чувствительность: -32 дБ
  • Эквивалентный уровень собственных шумов: 4 дБА
  • Максимальный уровень звукового давления: 142 дБ

2. Lewitt LCT240 PRO Black

Lewitt LCT 240 Pro Black
Lewitt LCT 240 Pro Black

Универсальный конденсаторный микрофон с большой мембраной 2/3 дюйма от компании Lewitt. Обеспечивает прозрачную запись звука с сохранением всех нюансов, выполнен по бестрансформаторной схеме.

Основные характеристики:

  • Частотный диапазон: 20Гц - 20кГц
  • Выходное сопротивление: 100 Ом
  • Направленность: кардиоида
  • Тип: конденсаторный
  • Чувствительность, дБ/Па: -35,5
  • Максимальный уровень звукового давления: 142 дБ

Этот список представлен исходя из собственного опыта и в расчете на средний бюджет коллектива. Если у вас есть возможность и желание, вы можете использовать более дорогие варианты микрофонов с похожими характеристиками.

Расстановка микрофонов на сцене

Конкретное расположение микрофонов на сцене мы рассмотрим на примере классической посадки оркестра народных инструментов. Помимо микрофонов нам понадобятся устойчивые микрофонные стойки типа "журавль". Отдавайте предпочтение тяжелым стойкам с литым колоколом, типа Gravity MS 4322 B. Их куда сложнее опрокинуть при очередной пересадке с перестановкой стульев. Для микрофонов с большой дюймовой мембраной мы будем использовать короткие стойки типа Gravity MS 3122 HDB. Они отлично справляются даже с тяжелыми микрофонами в цельнометаллических корпусах.

1. По центру сцены, напротив дирижёра, находятся гусли (щипковые или клавишные). Для озвучки гуслей мы используем инструментальные микрофоны с малой мембраной. Микрофоны устанавливаются на высокие стойки типа "журавль" с направлением сверху-вниз примерно под 40-45 градусов. Лучше использовать подобранную пару микрофонов. Если в микрофоны лезет много паразитных шумов от яркого глиссандо и ударных шумов - микрофоны можно расположить на низких стойках под декой.

Эквализация: Крайне желательно иметь микшерный пульт с параметрическим эквалайзером в среднечастотном диапазоне. Аккуратно приберите высокие частоты, чтобы исключить резкий, раздражающий металлический призвук струн. Подрегулируйте средние частоты, чтобы придать звуку больше плотности, поэкспериментируйте в диапазоне от 1.5 до 5 кГц. Смело отрезайте все, что находится в диапазоне от 100 Гц и ниже. Из эффектов - Hall и Chorus. Звук должен быть объемным, он избегайте грязи и резонансов, а также не "подвешивайте" звук, иначе потеряете атаку и глиссандо станет размытым.

2. По правую руку от дирижера находится секция балалаек, для их озвучивания мы используем подобранную пару инструментальных микрофонов с малой мембраной. Если присутствует бас-балалайка - можно добавить один микрофон с дюймовой мембраной для лучшей передачи нижнего регистра.

Микрофоны с малой мембраной располагаем на высоких стойках в режиме оверхэдов, первый микрофон из пары ставим с акцентом на приму и секунду, второй - на остальную группу балалаек. Микрофон с большой мембраной для бас-балалайки ставим на низкой стойке с прицелом на отверстие в корпусе инструмента. Подберите комфортное расстояние, чтобы микрофон не мешал динамичной игре и не был слишком близко от исполнителя, но и не слишком далеко для получения разборчивого звука.

Эквализация: Общая для всех струнных с металлическими струнами. Аккуратно подрезаем верха, чтобы исключить металлическую жесткость и излишний звон. Выделяем нижнюю и верхнюю середину, подрезаем низы для уменьшения стука по корпусу и щелчков от медиатора по пикгарду. При озвучке бас-балалайки уделяем особое внимание диапазону 120-400 Гц и нижней середине. Смело используем Hall и Chorus чтобы раскрыть потенциал звучания.

3. По левую руку от дирижера располагаются домры. Домра - основная ударная сила и душа народного оркестра, его характер. В хорошем оркестре домр будет много, поэтому для озвучания этого сектора мы выделяем минимум два инструментальных микрофона с малой мембраной, а лучше даже три, добавляя четвертым микрофон с большой мембраной для альт-домр. Как и в случае с балалайками, акцент первого микрофона ориентирован на приму и секунду, второго и третьего - на остальную группу домр. Микрофон с большой мембраной ставим на короткую стойку в сектор альт-домр. Оптимальное расстояние - 50-60 см от дэки.

Эквализация: Те же рекомендации, что и для группы балалаек. Для альт-домр необходимо учитывать тот факт, что их основной рабочий диапазон находится в районе от 165 Гц до 1046 Гц. Домры и балалайки имеют недостаточно выраженную форманту в районе 400 - 500 Гц. Подъем этой области частот с помощью параметрического эквалайзера делает звук "мясистым" и глубоким. Но чрезмерный подъем вызывает подчеркивание стука от удара медиатором или пальцами по струнам. Используйте Hall и Chorus, а также можно аккуратно добавить Delay для выделения тремоло, так как этот прием - основной в игре секции домр.

4. Непосредственно за гуслями, по центру, располагается секция баянов / аккордеонов. Для ее озвучания мы также используем подобранную пару конденсаторных инструментальных микрофонов на высоких стойках.

Эквализация: Настройте чувствительность так, чтобы уверенно снимать звук, но стук кнопок или клавиш не должен быть сильно выраженным. Можно прибрать верхние частоты, но подчеркнуть середину и верхний бас. Шумы воздуха в мехах и скрипы ремня также не должны быть слышны. Не стесняйтесь использовать эффекты Hall и Chorus, они сделают звук более сочным и красивым. Некоторые звукорежиссеры рекомендуют также эффект Flanger, можете поэкспериментировать. Как референс при настройке звучания этой секции можно использовать записи народного оркестра имени Осипова в формате flac.

5. За секцией домр, с правой стороны, обычно находятся деревянные духовые. Также встречается вариант их посадки за гуслями по центру, перед баянистами / аккордеонистами. На озвучание этой группы нам понадобится 1-2 микрофона с малой мембраной. Я ставлю их в режиме оверхэдов чтобы звук пикколо не был слишком резким.

Эквализация: Основная задача для данной секции, сохранить звонкий и четкий прорезающий звук флейт и флейт-пикколо, но при этом избежать резкости и посторонних призвуков, например когда солистка берет дыхание. Стандартно подрезаем низы ниже 120-150 Гц, экспериментируем с высокими частотами. Звуку не помешает немного "воздуха" и можно оставить небольшой шлейф. Из обработки опять используем стандартные Hall и Chorus, остальное по желанию. Избегайте ярко выраженной задержки, иначе вы размажете звук и он станет неестественным.

6. Для секции перкуссии и ударных зачастую хватает одного инструментального микрофона для снятия треугольника и всего остального. Но если есть возможность, вы можете подзвучить бочку микрофоном с большой мембраной и поставить один-два микрофона на ударную в режиме оверхэдов, если вам не хватает звука тарелок или барабанщик играет щётками.

7. В случае присутствия бас-гитары, рекомендую вам включить ее в линию микшерного пульта или озвучить басовый гитарный кабинет или комби-усилитель установкой микрофона с большой мембраной на низкую стойку, понизив его чувствительность. Также можно использовать динамические инструментальные микрофоны для басовых кабинетов. Не полагайтесь на самого бас-гитариста и его слух, они зачастую вообще садятся сверху на комби-усилитель, закрывая его ногами, и что-то там бурчат себе в район нижней части спины.

Объем и громкость баса должны контролировать вы, а не он. Его задача - попадать в удар бочки своей сильной долей и не выглядеть так, как будто его разбудили за 2 минуты до начала.

Общие замечания:

Нет и никогда не будет одного универсального правила эквализации и расстановки микрофонов, не бойтесь экспериментировать и ориентируйтесь прежде всего на свой слух. Широко используйте базовые техники других звукорежиссеров, но привносите туда свои индивидуальные решения.

От оркестра к оркестру меняется всё, рассадка исполнителей, акустические особенности залов, особенности психики и восприятия звуков конкретных дирижеров или инспекторов оркестров. Ищите свой звук, слушайте референсные концертные записи других народных коллективов.

Основные правила работы с народным оркестром:

  • Никогда не ориентируйся на мнение дирижера, он / она стоят за фокусом акустических систем и вообще не представляют себе, как оркестр звучит в зале. Кивай и соглашайся с замечаниями, но делай всё так, как считаешь нужным. Звук в зале - это твоя зона ответственности, твой триумф или твой провал.
  • Поставь за спиной дирижера пару мониторов и аккуратно подай туда микс с микрофонов, желательно с минимумом обработки, чтобы дирижер имел хоть какое-то представление о том, что реально происходит.
  • Не задирай высокие частоты у струнных, лишний лязг и скрежет не добавит удовольствия слушателю, но гарантированно добавит тебе головной боли и дирижеру седых волос на голове. Если у секции инструментов нет выраженного низа в спектре звучания, не забудь его обрезать, во избежание просачивания туда звуковой мути и лишних призвуков низкого регистра.
  • Попроси человека с музыкальным слухом поприсутствовать на репетиции в зале, желательно в районе середины, и описать звук общими эпитетами. Звук не должен быть жестким, неприятным, утомляющим. Такое объективное мнение со стороны от человека, не связанного с индустрией звука, даст тебе представление о том, как твой будущий концерт воспринимает рядовой обыватель.
  • Слушай референсные записи известных народных коллективов в форматах без сжатия (flac, alac и т.д.). Это поможет найти оптимальные варианты звучания твоего коллектива, даже в сравнении с грандами.
  • Никогда не ориентируйся на записи твоего концерта, сделанные на мобильные телефоны. Особенно если человек сидел где-то с краю или очень далеко в глубине зала. Эти записи, особенно пережатые кодеками Youtube, никогда не отражают истинного положения вещей. Хочешь записи - пиши с пульта или ставь рекордеры типа Zoom и т.д., желательно с выносными микрофонами на стойках.
  • Если хотя бы один-два человека из публики, сидевшей в зале, не сказали тебе с умным видом, что: "Звук был полное говно" - значит концерта НЕ БЫЛО. Привыкай к полярности мнений, кто-то будет тебя хвалить, а кто-то скажет что ты полный отстой. Особенности восприятия звука каждым конкретным человеком - отдельная тема для большой статьи.

Вариант результата озвучания на микрофонах Rode, живая запись с репетиции оркестра народных инструментов "Солнцеград", под управлением Ольги Леонидовны Заворотней. Ссылка.

Тэги: #народный #оркестр #озвучание #подзвучка #народныеинструменты