Михаил Мишустин на днях провел совещание о проекте бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. На следующей неделе проект бюджета будет внесен в Госдуму, но уже сейчас известны основные его параметры. Рассмотрим их подробнее.
Для начала отмечу ряд макроэкономических показателей, которые, в общем-то, говорят, что в этом году наша экономика вырастет еще больше. В прошлом году было 3,6%. В этом будет 3,9% минимум. Только за 7 месяцев этого года рост составил 4,4%, а по обрабатывающей промышленности, которая, на мой взгляд, является самым важным показателем в структуре экономики, это +8,6%. Темпы очень хорошие, но это за 7 месяцев. Приходят данные за август, и там мы видим замедление темпов. "Спасибо" сами знаете, кому нужно сказать – Центробанку с его бездумной политикой по повышению ключевой ставки.
Но перейдем теперь к бюджету. Итак, на следующий год доходы планируются в размере 40,3 трлн рублей. И важно отметить, что 73% составят ненефтегазовые доходы, то есть налоги и сборы. Нефтегаз – всего лишь 27%. А ведь мы все помним времена, особенно в 2000-е годы, да и в 2010-е тоже не редкость, когда нефтегаз доходил до 60-65% от общих доходов бюджета. Вот это была, действительно, нефтяная зависимость, сырьевая игла. Сейчас все кардинально поменялось. Все ровно наоборот. Если в 2025 году будет уже 73% ненефтегазовых доходов, то потом доля нефтегаза, конечно, будет и дальше сокращаться.
Мы традиционно выступаем за управляемый дефицит бюджета. Когда до 2020 года у нас министерство финансов гордилось профицитом бюджета – его было 1,5-2 трлн рублей и даже больше – то очень большие вопросы возникали к компетенциям Правительства. Вы же не коммерческая компания, чтобы прибыль зарабатывать, когда доходы превышают расходы. Если вы не знаете, куда деть, куда направить финансовые ресурсы, то это означает, что у вас нет соответствующих компетенций, чтобы принять необходимое решение. У нас разве все проблемы в экономике страны уже решены, чтобы Правительство не знало, куда деть деньги? Это смешно.
Однако с 2020 года, когда пришло новое Правительство во главе с Мишустиным, когда первым вице-премьером стал Андрей Белоусов, эта практика ушла в прошлое. С этого времени у нас всегда управляемый дефицит. Это абсолютно нормально, но другое дело, как дефицит покрывается, за счет каких источников. Традиционно это были облигации федерального займа, которые размещал Минфин – объемы колоссальные, но по политике управления госдолгом тоже очень много вопросов. И она в настоящий момент привела к тому, что бюджет направляет существенные ресурсы только на обслуживание госдолга. Это уже 2,5-3 трлн рублей в год, а в 2026 году будет около 4 трлн. Да, здесь можно опять обвинить Центробанк за его бездумную политику, но ведь ОФЗ размещает именно Минфин. И так получается, что расходы на обслуживание госдолга сейчас колоссальные.
Поэтому в настоящий момент все-таки важно сводить доходы и расходы бюджета в ноль, а если не получается, то хотя бы в 1 трлн рублей. В текущих ценах, учитывая прошедшую инфляцию, это не так много в государственных масштабах. И вот именно такого размера дефицит бюджета планируется в следующем году. А это означает, что дальше госдолг наращиваться такими же темпами, как это было в предыдущие годы, не будет. Это тоже безусловный позитив.
Правда, я бы отметил, что оценка в 40,3 трлн рублей доходов на следующий год является, на мой взгляд, излишне консервативной и осторожной. Это всего лишь на 4,4 трлн рублей больше, чем будет в этом году. Ведь у нас и налоги повышаются, что дополнительно даст 2,5-2,6 трлн. У нас инфляционные доходы, безусловно, есть, у нас дополнительные доходы будут от роста экономики, поэтому вполне возможно, что доходы будут значительно выше – на 2-3 трлн. Во всяком случае, из тех данных, которые сейчас имеются, такой вывод можно сделать. А это означает, что повысятся и расходы – с 41,3 до 43-44 трлн рублей. Ну и бюджет будет примерно сведен к нулю, что станет очень позитивным фактом.
Вообще, конечно, для детального анализа необходимо смотреть роспись, но это мы узнаем не раньше, чем бюджет будет внесен в Государственную Думу на следующей неделе. Но те параметры, которые заложены сейчас, и те параметры, которые заложены по макроэкономике на ближайшие 3 года, вызывают осторожный оптимизм. Например, господин Решетников объявил, что с 2024 по 2027 годы ВВП вырастет на 13%. Это, конечно, хорошо. Если мы исключаем из расчетов 2024 год, то это примерно 2,9% роста ВВП в год. Но это умеренно-консервативная оценка. Для примера: ровно год назад Минэк прогнозировал рост ВВП за 2024 год в 2,2% - а в реальности у нас будет 3,9%, и то по предварительной, опять же "осторожной" оценке.
Поэтому мы имеем все шансы вновь расти темпами выше среднемировых, что означает все-таки развитие, а не деградацию. И самое главное, что этот рост станет постоянным, не случайным в какой-то один год, а будет на протяжении долгого времени, как минимум до 2027 года. А потом уже будем смотреть, что дальше.