Последние образцы древних металлических приспособлений для копыт лошадей, которые мне удалось получить в свою коллекцию и информация о месте их находок, подтверждают мою теорию о возникновении и формировании традиционного вида русских подков с начала IX века в северной части Киевской Руси – на Новгородской земле, а с XII века в Новгородской республике (или Господине Великом Новгороде), к которым тогда относилась территории от Белого и Балтийского морей до Волги и Уральских гор.
Таким образом, колыбелью русского подковного дела можно считать Новгородскую землю. По крайней мере, именно там сохранились труды древнерусских ковалей IX-XIII веков. Новгороду, удаленному от центра Киевской Руси, удалось избежать разорения от набегов татаро-монгольских орд. В результате чего придумки смекалистых древнерусских кузнецов остались в земле нынешних Новгородской и Ленинградской областей, откуда и были извлечены на свет Божий из глубины веков те самые ледоходные шипы, подковы-«бабочки» и полномерные округлые подковы более поздних времен.
Места обнаружения представленных предметов - леса на стыке Новгородской и Ленинградской областей, где, видимо, ранее проходили торговые пути или почтовый тракт. В частности, в пределах Лужского, и отчасти Гатчинского районов Ленинградской области.
В данном случае, это так называемые «потеряшки», то есть металлические предметы с копыт лошадей, утерянные по ходу движения по дорогам в результате чрезмерной нагрузки, слишком быстрой езды или из-за погодных условий. В большинстве случаев такая потеря оставалась не замеченной, и лошадь перековывалась только на ближайшей кузнице, а «потеряшки» оставались лежать в земле по сегодняшний день.
Для многих «вольных копателей» в течение многих лет это были сопутствующие находки, не представляющие никакого коммерческого интереса. Из них даже «подкову на счастье» не соорудишь. Такого рода предметы иногда можно встретить на торговых интернет-площадках под названием «Копанина» в наборах вместе с ржавыми пуговицами, гвоздями, чугунками и сковородками.
Однако для коллекционеров, собирателей и историков ледоходные шипы, например, представляют собой редкие образцы кузнечного дела на Руси в IX-XIII веках. Подковы-«бабочки», или как иногда их называют «лепестки», тоже весьма редко встречаются среди экспонатов российских музеев. Это переходный вид кованых приспособлений для копыта лошади от зацепных ледоходных шипов к традиционной подкове, защищающей всё копыто по окружности. Именно «бабочки» соединили в себе новгородский шип с системой крепления подковы к нижней части копыта гвоздями. Причем, видимо по опыту из практики, количество гвоздевых отверстий на «бабочках» со временем увеличилось с 4 до 6, обеспечивая более надежных крепеж и увеличивая срок службы.
Особая ценность этой части коллекции состоит в том, что здесь на конкретных реальных предметах можно проследить постепенное изменение конструкции как ледоходных шипов, так и подков-«бабочек», с усилением крепежных деталей, и увеличением количества подков различной формы и величины. А, главное, подтверждается массовость раннего использования этих металлических приспособлений на русской земле. То есть, уже в IX-XIII веках подкова и её праобразы традиционно изготавливались древнерусскими кузнецами по единому типу или образцу в многочисленных экземплярах. И подковать лошадь не было «ноу-хау» какого-то одного коваля, а представляло собой обыденную, всеми признанную полезной, процедуру.