Медитирующие часто сомневаются в том, какой уровень самадхи необходим для обеспечения стабильности и ясности ума, достаточной для созерцания трех характеристик аниччи (непостоянства), дуккхи (неудовлетворительности) и анатты (бессамостности). Ответ следует искать в самом вопросе. Если медитирующий способен поддерживать это рассмотрение, не отвлекаясь, значит, основа самадхи достаточна. Если же он не в состоянии удерживать внимание на процессе рассмотрения, то основа самадхи недостаточна. В этом случае следует вернуться к основному объекту медитации.
Таким образом, это тот вопрос, в котором не стоит пускаться в теоретические рассуждения. Это обычно заканчивается неразрешимыми спорами, в которых каждая сторона цитирует тексты по своему выбору или различные интерпретации одного и того же текста.
Сомнения по поводу Винаи можно устранить, обратившись к соответствующим текстам. Но сомнения относительно Дхаммы заканчиваются, если делать основной упор на непосредственный опыт.
Аджан Джаясаро
31.08.2024