Найти в Дзене

Начальник службы развития персонала Михайловского ГОКа Дмитрий Горбунов занимается моделированием

Оглавление
Дмитрий Горбунов за работой. Творческий процесс успокаивает, тренирует выдержку и самоконтроль. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Дмитрий Горбунов за работой. Творческий процесс успокаивает, тренирует выдержку и самоконтроль. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

На XVII международной выставке-конкурсе стендового моделизма в подмосковном Ступино модель японского истребителя Shinden, которую сделал Дмитрий Горбунов, заняла первое место.

Работа победителя

Об этом истребителе Горбунов готов рассказывать долго. Над моделью он работал около трёх месяцев. Только на одну кабину потратил две недели. Зато воспроизвёл каждую мелочь. Миниатюрная копия получилась максимально реалистичной.

Начальная заготовка для машины была очень простой, — рассказывает Дмитрий. — А вот мельчайшие детали интерьера кабины – рычаги управления, ручки, переключатели, а также всевозможное вооружение самолёта — я дорабатывал буквально под микроскопом. Изучал, как выглядит оригинал, добиваясь предельного сходства. Когда собирал самолёт, о конкурсе и не думал. Решил участвовать, когда увидел объявление.

Жюри всероссийского конкурса присудило модели главный приз в номинации «Винтомоторная авиация».

На призовое место не рассчитывал. Среди участников было много детей, мне захотелось познакомить их с копией истребителя, который в 1943 – 1945 годах защищал Японию от американских бомбардировок, — поясняет Горбунов.

Рождение очередного шедевра. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Рождение очередного шедевра. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

Путь к шедевру

Моделированием Дмитрий увлёкся ещё в школе. И сохранил интерес к этому занятию до сих пор. Сейчас в его домашней коллекции – около полусотни моделей самолётов и танков. 
Советские «Илы» и «Яки», немецкие «Мессершмиты», американские «Тандерболты» и английские «Харрикейны». Каждый их них – маленькое произведение искусства. Как утверждает Дмитрий, создание модели – это хобби многослойное: оно требует не только ювелирной ручной работы, но и кропотливого изучения исторических фактов.

Сначала я решаю, какую модель самолёта или танка хочу собрать. Затем начинается «урок истории»: штудирую специальную литературу, чтобы понять, как выглядел самолёт, в каких боевых действиях и на какой территории участвовал, кто на нём летал, какие повреждения получила машина… Только после этого приступаю к работе, — рассказывает Горбунов.

Его самый любимый материал для работы – обычные пластиковые крышки от упаковок лапши быстрого приготовления. Они гибкие и прочные, это позволяет без проблем вырезать детали нужного размера и формы. Сначала моделист делает заготовку. Затем приступает к её декорированию. Говорит, в этом деле мелочей не бывает, иначе не добиться исторической достоверности и соответствия модели прототипу.

Первым делом грунтую модель, покрываю специальным раствором, чтобы краска лучше ложилась. Затем крашу, наношу несколько слоёв лака. В заключение – создаю погодный эффект, — рассказывает об этапах работы Дмитрий.

Последнее – особый шик и демонстрация высокого уровня мастерства: например, окраска с имитацией выгорания. В ход идут кисточки, наждачная бумага, а иногда – и обычная придорожная или кирпичная пыль. С помощью этого «инструмента» Дмитрий делает естественные потёртости на деталях машины. Даже копоть от двигателя прорисовывает с особой тщательностью. 

Чтобы показать, что по танку ходили танкисты, «оставляет» на нём следы от грязной обуви. Терпеливо воспроизводит потёки масла, дизельного топлива, и даже капли дождя. Чем естественнее это передано – тем выше ценность модели.

По словам Дмитрия, его увлечение – лучшее «лекарство» от стресса и нагрузок, которые неизбежны в его основной работе.
Дефицит квалифицированных рабочих кадров сегодня испытывают все российские предприятия. Нет ни одной отрасли, где решили бы эту проблему. Службы персонала на всех заводах и фабриках работают, с большим напряжением. Поэтому нужна разрядка. Процесс моделирования успокаивает, тренирует выдержку и самоконтроль.

Творения Дмитрия Горбунова. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Творения Дмитрия Горбунова. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

Почётный ряд

Основные инструменты моделиста — острый нож и напильник. С помощью этих миниатюрных «девайсов» Дмитрий миллиметр за миллиметром вырезает детали будущих машин.  Обычно это техника Второй мировой войны: модели советской авиа- и бронетехники, английская, японская и немецкая авиация.

Как и другие серьёзные моделисты, Дмитрий не слишком любит, когда его увлечение сравнивают с детской игрой. 

Когда модель закончена, она встаёт на полку. Играть в войну или солдатиков с ней нельзя: перемещение негативно скажется на внешнем виде, — поясняет он.

Из рода пилотов

Рассказывая о следующей модели, Дмитрий показывает фото из интернета, на котором запечатлён самолёт, а рядом с ним – двое военных:

Это самолёт ЯК-3 из эскадрильи «Нормандия-Неман». Слева — пилот Роберт Марши. А этот авиатехник, обслуживающий самолет, — мой двоюродный дед Леонид Иванович Санин.

О героической биографии деда моделист знал давно. Правда, за работу браться не спешил: считал, что мастерства не хватает. Но теперь Дмитрий готов к работе. И эта модель займёт особое место на его полке.

ЦИФРА 

1 к 72
составляет масштаб моделей самолётов

КСТАТИ
Стендовое моделирование как хобби появилось в Великобритании. В годы Второй мировой войны гражданское население должно было оповещать противовоздушную оборону о приближающихся немецких самолетах. В помощь им военные выпускали маленькие модели, которые стали потом украшать дома.

Юлия Ханина