В продолжение статей:
Рассмотрим ситуацию на примере художественного персонажа из серии книг Роулинг.
Для ресентимента есть причина, непереваренный негативный жизненный опыт. У Волан-де-Морта его было достаточно.
Все началось еще до его рождения. Когда его мама-ведьма попыталась влюбить в себе красавчика-маггла с помощью приворотного зелья. Зелье сработало, но любви-то ей хотелось настоящей. После отмены допинга маггл ушел в закат. Неоправданные надежды и ожидания разбили сердце и привели к гибели ведьмы. Не самые благополучные условия для рождения ребенка, не так ли?
Кто воспитывал младенца, непонятно, своей семье он был не нужен. Так или иначе, маленький Том Реддл-младший попал в маггловский приют. Возможно, туда отдала его сама мать. Какие там были условия и кто им занимался – кто знает, вряд ли он мог найти там любовь и принятие. Отсутствие объекта привязанности в детстве привело к ранней травме. Так как младенец такую боль переварить не может, адаптация пошла по пути заморозки эмоций (алексетимия).
Когда себя понимаешь плохо, трудно понимать других (отсюда снижение эмпатии и пренебрежение социальными нормами) и управлять своим состоянием (отсюда агрессия и вспышки ярости). Так как в раннем возрасте прямая конфликтность наказуема, а привязанность связана с непереносимой болью, он быстро обучился более тонкому искусству – манипуляциям и мести. Бить исподтишка и в самое больное место. Чтобы не чувствовать вины за наносимый ущерб, самое простое – считать себя великим и свободным от правил («я особенный», говорит он Дамблдору). Чтобы справляться без помощи – научиться самостоятельности. Чтобы не горевать (горе делает слабым) – максимально отстраниться от уязвимой части и никогда не плакать. Где нет уязвимости – там нет сострадания. Ни к себе. Ни к другим. Остается только жестокость. Так как жестокость к себе очень опасна, гораздо безопаснее обратить ее во внешний мир и начать уничтожать других. А кто так не делает – тот просто слабый.
Так злость на конкретных обидчиков переросла в ненависть к магглам (отец, другие дети в приюте, воспитатели), таким же полукровкам, как и он, всем, кто его не поддерживает, кто слабее или просто живет. Так начался путь ресентимента – до окончательной гибели Тома Реддла.
Чтобы хоть что-то чувствовать при алексетимии, приходится устраивать себе экстремальный стресс и брать вызовы, все время повышая ставку. Более изощренные хитрости, манипуляции и запугивания. Победы мало – нужны трофеи, доказательства. Так в шкафу копится коллекция безделушек, отобранных у других детей. Все это мотивирует развивать способности, чтобы стать еще сильнее и проявлять еще больше жестокости. Безжалостность приводит к тому. что кроме амбиций, у него особо ничего и нет.
Вообще. Дамблдор при своем опыте должен был это понять сразу по словам Тома: «Я могу заставить вещи двигаться, не прикасаясь к ним. Я могу заставить животных делать то, что я хочу, не обучая их. Я могу сделать так, чтобы с людьми, которые меня раздражают, случались плохие вещи. Я могу сделать им больно, если захочу».
В Хогвартсе Том раскрывает свои таланты согласно выбранному курсу. Находит Тайную комнату и натравливает василиска на учеников. В целом делает то же самое, что в приюте, только масштаб увеличивается. Вину Том сваливает на Хагрида и получает награду за особые заслуги перед школой. Потом на каникулах убивает отца, сваливая вину на дядю.
Затем находит способ воплощения внутренней диссоциации и избегания – расколоть свою душу так же, как расколото его Я. Он повторяет свою травму через убийство людей и создает крестражи. Туда он помещает свою боль, страх (в том числе страх смерти), уязвимость, неполноценность, гнев, зависть. Непереносимые чувства. Кто потом носит крестраж – начинает вовлекаться в эти состояния.
Разумеется, в процессе создания крестражей Том продолжает себя калечить, что отражается на его внешности. Он превращается в Волан-де-Морта. Это личина, воплощающая его ресентимент, страх смерти и одержимость собственным величием. Конечно, если ты внутри почти мертв, все скучно и возбуждают только невероятные цели. Обычная работа это мелко, вот мировое господство это я понимаю.
Для больших целей нужны социальные связи. У Волан-де-Морта с привязанностью туго, поэтому в ход идет холодный расчёт, махинации, запугивания, шантаж, подкуп, игра на чужих слабостях и сладкие обещания поделиться властью. Друзей так не найдешь, только слуг, рабов и свою собственность. Вокруг него образуется кружок по интересам – группа Пожирателей Смерти. Самым близким существом становится змей Нагайна (по совместительству крестраж).
По иронии судьбы, он раз за разом наступает на одни и те же грабли, и в итоге разрушается во время последней встречи с Гарри Поттером.
Гарри вынужден пройти его путь заново, с куском его натуры внутри, но с куда более благополучной легендой – его отец хотел его рождения, его мать любила его сильнее своей жизни. Он вырастает в семье тети. Наверное, это лучше приюта? По крайней мере, его куда более принимает семья. В Хогвартсе он находит друзей и соратников. Кроме того, у него есть отличная прививка против пути Волан-де-Морта – и все это вместе с его характером помогает ему делать другие выборы. И в итоге пожертвовать собой - чтобы начать жить по-другому.
Автор: Ярощук Ирина Владимировна
Психолог, Клинический психолог Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru