«Бесконечные перспективы и достижения», - только так и никак иначе можно описать ситуацию у главного автопроизводителя в России, по мнению руководителей самого АвтоВАЗа. Только вот в реальности ситуация, мягко говоря, оставляет желать лучшего, а если говорить честно, то вызывает беспокойство.
То одно, то другое.
Уже несколько недель к ряду АвтоВАЗ "складирует" свеженькие, новенькие, но проблемные "Весты" с дефектом по электронике, который до сих пор не могут устранить. На данный момент более 12 тысяч автомобилей скопилось за охраняемым двойным забором предприятия. Конечно, в этом нет ничего страшного - в былые времена кризиса 2008 года здесь скапливалось и побольше, порядка 80 тысяч машин, так что на данный момент цифры "мизерные".
Однако проблему с кадрами, в частности, с качественными спецами-программистами пока предприятие решить не смогло. Не исключено, что просто пока нет тех умельцев, которые способны "подружить" китайскую электронику с российской машиной.
И хорошо, когда процесс идет, а машины, пускай и проблемные, но собираются. Рано или поздно и их "отработают", затем пустят в продажу. Другой разговор - когда выпуск попросту встает и завод попросту переходит в режим паузы. Основной причиной остановки конвейера служат сложности с поставками необходимых комплектующих и компонентов, а также затруднения с логистикой.
С учетом того, что именно на LADA Vesta АвтоВАЗ возлагает самые большие надежды, поскольку модель является одной из ключевых для компании и занимает значительное место на российском рынке. Остановка выпуска оборачивается значительными потерями, поскольку спрос на эти машины вырос после введения ряда ограничений на импорт автомобилей иностранных марок.
"Ваша остановочка"
Некоторое время назад конвейер с "Вестой" уже приходилось останавливать, тогда простой длился пару дней, связано это было со сложностью в настройке покрасочного оборудования. Но вот, вроде бы, справились, побороли эти сложности, вывезли завод из очередной "беспросветной ямы", и тут опять свои трудности.
На этот раз все гораздо сложнее. Конвейер АвтоВАЗа встал - проблема опять с "Вестами": "Производство снова подвело"
Что ни день, то новые "приключения".
Оказывается, что сложности с поиском компонентов среди зарубежных поставщиков - это вообще мелочи. Подводят не только партнеры из Китая, но и сам завод - именно тут разобраться никто толком не может как и что выпускать, какое им "импортозамещение". Конечно, в защиту ВАЗа можно сказать, что на данный момент идет сложный процесс по перестройке всех процессов в связи с запретами и санкциями, завод сталкивается с вызовами модернизации и адаптации производства к новым условиям. Необходимость в переходе на более локализованные поставки и разработка новых моделей становится все более актуальной.
И предприятие в этих вопросах уже предпринимает шаги по оптимизации своих процессов и налаживанию новых каналов поставок, и на это, естественно, необходимо время, чтобы решить возникшие проблемы.
Несомненно, и эту временную трудность удастся разрешить, но, в целом, ситуация с остановкой конвейера на АвтоВАЗе является многослойной проблемой, требующей комплексного решения.
Сегодня или завтра производство наладят, но что дальше?
Не нужно быть предсказателем или экстрасенсом, чтобы увидеть в недалеком будущем повторение подобной ситуации, ведь в производственной цепочке кроме деталей и комплектующих есть масса других "шестеренок", без которых механизм под названием "АвтоВАЗ" нормально работать никогда не сможет.
Во-первых, это персонал и уровень его квалификации. Речь идет и про эффективных менеджеров с зарплатами, кратно превышающими доход рядовых работников, и про самых обыкновенных специалистов среднего и нижнего звеньев. Технологии растут, требования повышаются, а на предприятие завозят узбеков и заключенных, которым можно вообще толком не платить. Остальные довольствуются откровенными "копейками".
Напомню, что если судить по представленным на сайте компании вакансиям, средняя з/п самого обыкновенного инженера с графиком 5/2 составляет 35 тысяч рублей.
И пока на предприятии будут продолжать существовать эти "уютные" условия труда, где в цеха выводят наружные блоки кондиционеров. "Типа, эффективным менеджерам комфорт и тишина, а работяги в поте лица (в прямом смысле) должны батрачить", - изменений ждать не стоит.
Во-вторых, финансовое состояние компании, пребывающее в режиме "мы в постоянных многомиллиардных долгах". АвтоВАЗ после резкого падения объемов продаж в предыдущие годы, вызванного экономическими кризисами и международными санкциями, завод нуждается в инвестициях для модернизации производственных мощностей. Государство помогает в этом деле заводу, однако ВАЗ берет дело под свой контроль - чтобы вылезти из долгов пытается скомпенсировать потери подъемом цен на свои машины. Короче говоря, выезжают за счет покупателей, у которых гни выбора, ни альтернативы: "Вот тебе Лада за 2 млн, другого нет".
Важно, чтобы руководство компании во главе с Максимом Соколовым продолжало искать пути выхода из сложившейся ситуации, задействуя все возможные ресурсы и перспективные направления. Увы, теми действиями, которыми руководствуется АвтоВАЗ в настоящим момент, дела завода не поправишь. Долгие годы такого поведения доказали полную неэффективность "эффективного менеджмента".
Хочется верить, что в ближайшее время АвтоВАЗ сможет преодолеть эти трудности и восстановить стабильное производство автомобилей, включая LADA Vesta, что станет важным шагом в поддержании позиций компании на рынке. А мы не будем с завидной частотой видеть сообщения об очередной остановке конвейера и подъеме цен "на ровном месте".
Сможет ли ВАЗ перестроиться на эти новые рельсы или пора перестать потреблять бюджеты и все-таки обратить взор в сторону закрытия завода в ближайшие годы? Что думаете на этот счет - делитесь в комментариях.
Спасибо за внимание.