Найти тему

Противостояние великих: Караваджо vs Бальоне

В этой статье я хочу показать вам одну из моих самых любимых картин в ГМИИ им. А.С. Пушкина - «Явление ангела святому Иосифу» кисти Джованни Бальоне. Это большое алтарное полотно было написано в 1599 году по заказу маркиза Паоло Сантакроче для семейной капеллы в римской церкви Сан Мартино Ай Монти. В XIX веке картина покинула церковь и оказалась в частных руках, после чего считалась утраченной. Однако в 2009 году алтарное полотно Бальоне было продемонстрировано на Миланской международной ярмарке антиквариата и современного искусства. Затем в 2011-2012 гг. экспонировалось на выставке Roma al tempo di Caravaggio в Риме. В ГМИИ им. Пушкина полотно попало в 2014 году (было выкуплено из частной коллекции) и считается очень ценным приобретением.

Джованни Бальоне "Явление Ангела св. Иосифу" ок. 1599 г. Холст, масло. 301,5х159 ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
Джованни Бальоне "Явление Ангела св. Иосифу" ок. 1599 г. Холст, масло. 301,5х159 ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

"Явление Ангела св. Иосифу" привлекает зрителей своими нежными цветами – розово-фиолетовым, охристо-желтым, голубым, переливающимися оттенками белого. Эта картина - словно радужное «пятно» среди других работ итальянских художников 17 века. Многие произведения, представленные в этом зале, отражают влияние Микеланджело Меризи да Караваджо и его открытий в живописи эпохи барокко: манера "тенеброзо" (происходящее высвечено на темном фоне ярким лучом света) , резкие контрасты света и тени, стремление к натурализму.

И кажется, только Бальоне устоял и не поддался влиянию гения – ведь его работа совершенно иная – яркая, светлая, возвышенная. Но в этом-то и состоит самая интересная загадка…

Джованни Бальоне "Явление Ангела св. Иосифу" ок. 1599 г. Холст, масло. 301,5х159 ГМИИ им. Пушкина.  Изображение взято из Википедии.
Джованни Бальоне "Явление Ангела св. Иосифу" ок. 1599 г. Холст, масло. 301,5х159 ГМИИ им. Пушкина. Изображение взято из Википедии.

Влияние Караваджо на картину Бальоне, безусловно, есть - и самое прямое. Ведь оба художника одновременно работали в Риме, общались, боролись за одни и те же заказы. Только мы забываем, каким был Караваджо в своем раннем творчестве - на момент написания картины Бальоне, 1599 году, Караваджо еще не пришел к своей знаменитой контрастной манере "тенеброзо".

Вспомните прекрасное полотно Караваджо «Отдых на пути в Египет», созданное в 1595 году и хранящееся в галерее Дория-Памфили в Риме. Кажется, что Иосиф и Ангел с полотна Караваджо буквально перешли на картину Бальоне. И это не просто влияние, а практически цитирование картины Караваджо - тот же розово-фиолетовый хитон Иосифа в сочетании с охристым гиматием, сходная изящная фигура юного ангела.

Караваджо "Отдых на пути в Египет". ок. 1595—1596. Холст, масло. 135.5 × 166.5 см. Галерея Дориа-Памфили, Рим
Караваджо "Отдых на пути в Египет". ок. 1595—1596. Холст, масло. 135.5 × 166.5 см. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Как предполагают эксперты Пушкинского музея, Бальоне и Караваджо в этот период находились в контакте друг с другом, а их творческие позиции еще не носили антагонистического характера. Обе картины являются переходными от позднего маньеризма к "натурализму" нового времени. Также исследователи отмечают, что картина Караваджо «Отдых на пути в Египет» написана под влиянием венецианских художников, величайших колористов в истории живописи.

Сюжет картины Караваджо основан на апокрифическом тексте Псевдо-Матфея. В нем говорится, что на пути в Египет Святое семейство страдало от голода, жажды и жары. Изможденные, Мария с Младенцем присели под финиковую пальму, чтобы отдохнуть и набраться сил. Младенец Христос приказал пальме склонить ветви - дерево укрыло Святое семейство от зноя и насытило сладкими плодами.

Эту картину Караваджо многие исследователи трактуют как синтез религиозного и светского произведения. Посмотрите на спящих Марию и Христа, на их позу - это практически бытовая деталь. Невероятно трогательное и точное изображение уставшей женщины, опустившей свою голову на головку сладко спящего на груди младенца.

Спящие Мария и младенец Христос. Фрагмент картины Караваджо "Отдых на пути в Египет"
Спящие Мария и младенец Христос. Фрагмент картины Караваджо "Отдых на пути в Египет"

Ангел играет на скрипке, Иосиф держит перед ним ноты известного в то время духовного песнопения «О, как чиста ты и прекрасна», прославляющего Деву Марию. Музицирование – это тоже вполне светский мотив.

Иосиф и музицирующий Ангел, фрагмент картины Караваджо "Отдых на пути в Египет"
Иосиф и музицирующий Ангел, фрагмент картины Караваджо "Отдых на пути в Египет"

В работе «Отдых на пути в Египет» Караваджо изображает всех героев картины, в том числе и Марию, с босыми ногами – но это не бытовая деталь, а иконографическая. Мария с босыми ногами по-итальянски называется Maria d’Umilta, в переводе означает «Мария смиренная». Ее смирение выражается в безропотном принятии собственной участи, всех тягот трудного путешествия с младенцем и предрешенной судьбы сына.

Фрагмент картины Караваджо "Отдых на пути в Египет"
Фрагмент картины Караваджо "Отдых на пути в Египет"

Однако вернемся к Караваджо и Бальоне. Совсем скоро их пути разойдутся, и художники станут непримиримыми врагами.

В 1602 году Караваджо создает знаменитую картину «Амур-победитель» для своего покровителя и мецената Винченцо Джустиниани. Ее сюжет восходит к известной цитате Вергилия: «Все побеждает Любовь и покоримся мы Любви».

Караваджо, Амур-победитель. 1601—1602. Масло. 156 × 113 см. Берлинская картинная галерея
Караваджо, Амур-победитель. 1601—1602. Масло. 156 × 113 см. Берлинская картинная галерея

Мы видим на картине Амура, бога любви, но он не похож на того идеального юношу, которого обычно изображали живописцы той эпохи. Этот Амур – хитрец, хулиган и сорванец.

Эффект от картины также создается за счёт контраста между аллегорической темой произведения и почти фотографически реалистичной живописью. Мы не верим, что перед нами бог любви – мы видим молодого натурщика, который забавляется с бутафорскими крыльями.

Однако впечатления «легкости» обманчиво – поза Амура глубоко продумана и восходит к скульптуре Микеланджело «Дух победы».

Микеланджело "Дух победы". 1532—1534. Палаццо Веккьо, Флоренция
Микеланджело "Дух победы". 1532—1534. Палаццо Веккьо, Флоренция

Исследователи предполагают, что картина восхваляет добродетели и таланты заказчика Винченцо Джустиниани - на нотах можно заметить крупную букву V. Реалистично выписанные предметы в нижней части картины, представляющие собой искуснейший натюрморт, могут быть как реквизитом художника, так и символами, рассказывающими об увлечениях и чертах характера заказчика.

Фрагмент картины Караваджо "Амур-победитель"
Фрагмент картины Караваджо "Амур-победитель"

По словам современников, маркиз Джустиниани ценил картину Караваджо "Амур-победитель" выше всех остальных в своей коллекции.

Джованни Бальоне в 1602 году делает пародию на картину Караваджо «Амур-победитель» и называет ее «Любовь Небесная побеждает Любовь Земную».

Джованни Бальоне "Любовь небесная побеждает любовь земную". 1602 г. Берлинская картинная галерея
Джованни Бальоне "Любовь небесная побеждает любовь земную". 1602 г. Берлинская картинная галерея

Предводитель небесного воинства Архангел Михаил повергает языческого бога любви Амура. В этом лежащем обнажённом мальчике мы явно видим отсылку к Амуру-победителю Караваджо.

Джованни Бальоне целенаправленно имитирует темную манеру Караваджо, демонстрируя свое мастерство. Художник создает две версии картины, которые отличаются одеждами ангела и поворотом головы Люцифера. Чтобы побольше досадить сопернику, Бальоне придает Люциферу, присутствующему при битве, портретные черты самого Караваджо.

1. Джованни Бальоне "Любовь небесная побеждает любовь земную" 1602 год. Национальная галерея старинного искусства в Риме. 2. Караваджо "Амур-победитель", 1601 год, Берлинская картинная галерея.
1. Джованни Бальоне "Любовь небесная побеждает любовь земную" 1602 год. Национальная галерея старинного искусства в Риме. 2. Караваджо "Амур-победитель", 1601 год, Берлинская картинная галерея.

Кстати, картина Бальоне была написала для брата мецената Караваджо Винченцо Джустиниани - кардинала Бенедетто Джустиниани. Так картины обоих соперников оказались в одной семье Джустиниани. А сейчас, по иронии судьбы, "Амур-победитель" и "Любовь небесная побеждает любовь земную" Бальоне (та версия, где зритель не видит лицо Люцифера), хранятся в Берлинской картинной галерее.

Караваджо эта «пародия» совершенно точно не понравилась... В 1603 году разразился скандал. Джованни Бальоне подал на Караваджо в суд за то, что тот опорочили его доброе имя. Дело в том, что Караваджо с друзьями написали и распространили стихотворный пасквиль, в котором зло высмеял Бальоне и написанную им для церкви Иль Джезу в Риме алтарную картину «Воскресение Христа» (не сохранилась). Они назвали творчество Бальоне «поношением живописи», а его самого - «рогоносцем». Судебное заседание было, но итог его нам не известен.

1. Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год. 2. Портрет Бальоне работы Оттавио Леони 1625 год
1. Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год. 2. Портрет Бальоне работы Оттавио Леони 1625 год

После смерти Караваджо, Джованни Бальоне написал труд «Жизнеописания живописцев, скульпторов и архитекторов от понтификата Григория XIII в 1572 году до времени папы Урбана Восьмого в 1642 году». Своей книгой он хотел продолжить «Жизнеописание художников» Джорджо Вазари, изданное в 1550 году.

Книга Бальоне – важный источник о художественной жизни 17 века. Однако опираться на ее, как на документ, все же не стоит. Иногда автор высказывает очень субъективные суждения. Это касается и биографии Караваджо, про которого он написал много резких и негативных фактов, формально признавая его мастерство, но списывая его успех на слухи, удачу или богатых покровителей. Приведу несколько цитат, где Бальоне не упускает возможности нанести "посмертный" удар сопернику:

"Поскольку кое-что в этом произведении было написано с натуры и соседствовало с картинами кисти кавалера Джузеппе, талант которого вызывал зависть у собратьев по профессии, то работа эта содействовала славе Караваджо, — хитрецы нарочно отзывались о ней весьма одобрительно. Решив все же посмотреть ее, Федериго Цуккаро в моем присутствии спросил: «Из-за чего подняли такой шум?» Осмотрев все внимательно, он добавил: «В образе апостола я вижу лишь мысли Джорджоне, не более». И усмехнувшись, снова подивился, зачем было поднимать такой шум, повернулся и пошел себе с богом" (о росписи капеллы Контарелли в Сан Луиджи деи Франчези сюжетами из жизни святого Матфея)

"Наконец, он добрался до жилья и 'слег с лихорадкой. Здесь, лишенный помощи, он через несколько дней скончался, умерев так же нелепо, как жил".

"Тем не менее, славу он приобрел большую, и за его картины, изображавшие просто головы, платили дороже, нежели за иные сюжеты других художников. Вот что значит молва народная: она не глазами оценивает, а ушами смотрит".

Возможно, Бальоне полагал, что одержал победу в их противостоянии, ведь он был успешен и востребован как художник, а Караваджо закончил свои дни в изгнании и нищете. В своей книге Бальоне оставил для потомков достаточно неприятный образ Караваджо.

Караваджо "Давид с головой Голиафа", 1609—1610. В образе Голиафа художник изобразил себя
Караваджо "Давид с головой Голиафа", 1609—1610. В образе Голиафа художник изобразил себя

Однако время все расставило по своим местам. Бальоне был забыт вскоре после смерти и «запятнан» противостоянием с Караваджо, в результате чего его творчество оценивали довольно негативно.

Авторитет же Караваджо, наоборот, достиг невиданных масштабов – у него появилось множество последователей во всей Европе, которых стали называть «караваджистами». Эти мастера применяли и развивали в своем творчестве живописные открытия великого Микеланджело Меризи да Караваджо.

Зная историю противостояния Караваджо и Бальоне, мы можем в полной мере оценить полотно из ГМИИ им. А.С. Пушкина, ведь оно было создано, когда художники еще не были врагами. Кроме того, оно напоминает нам, что живопись Караваджо - это не только темный фон, высвеченные лица, грязные пятки и другие пугающие своей натуралистичностью детали.

Караваджо, Распятие Святого Петра. 1601, Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
Караваджо, Распятие Святого Петра. 1601, Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Раннее творчество Караваджо был совсем другим - гармоничным, наполненным светом, музыкой и красотой.

Караваджо, "Лютнист", 1595 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Караваджо, "Лютнист", 1595 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Еще больше интересного об искусстве в моем телеграм-канале "Маргарита о Мастерах". Подписывайтесь!