В этой статье я хочу показать вам одну из моих самых любимых картин в ГМИИ им. А.С. Пушкина - «Явление ангела святому Иосифу» кисти Джованни Бальоне. Это большое алтарное полотно было написано в 1599 году по заказу маркиза Паоло Сантакроче для семейной капеллы в римской церкви Сан Мартино Ай Монти. В XIX веке картина покинула церковь и оказалась в частных руках, после чего считалась утраченной. Однако в 2009 году алтарное полотно Бальоне было продемонстрировано на Миланской международной ярмарке антиквариата и современного искусства. Затем в 2011-2012 гг. экспонировалось на выставке Roma al tempo di Caravaggio в Риме. В ГМИИ им. Пушкина полотно попало в 2014 году (было выкуплено из частной коллекции) и считается очень ценным приобретением.
"Явление Ангела св. Иосифу" привлекает зрителей своими нежными цветами – розово-фиолетовым, охристо-желтым, голубым, переливающимися оттенками белого. Эта картина - словно радужное «пятно» среди других работ итальянских художников 17 века. Многие произведения, представленные в этом зале, отражают влияние Микеланджело Меризи да Караваджо и его открытий в живописи эпохи барокко: манера "тенеброзо" (происходящее высвечено на темном фоне ярким лучом света) , резкие контрасты света и тени, стремление к натурализму.
И кажется, только Бальоне устоял и не поддался влиянию гения – ведь его работа совершенно иная – яркая, светлая, возвышенная. Но в этом-то и состоит самая интересная загадка…
Влияние Караваджо на картину Бальоне, безусловно, есть - и самое прямое. Ведь оба художника одновременно работали в Риме, общались, боролись за одни и те же заказы. Только мы забываем, каким был Караваджо в своем раннем творчестве - на момент написания картины Бальоне, 1599 году, Караваджо еще не пришел к своей знаменитой контрастной манере "тенеброзо".
Вспомните прекрасное полотно Караваджо «Отдых на пути в Египет», созданное в 1595 году и хранящееся в галерее Дория-Памфили в Риме. Кажется, что Иосиф и Ангел с полотна Караваджо буквально перешли на картину Бальоне. И это не просто влияние, а практически цитирование картины Караваджо - тот же розово-фиолетовый хитон Иосифа в сочетании с охристым гиматием, сходная изящная фигура юного ангела.
Как предполагают эксперты Пушкинского музея, Бальоне и Караваджо в этот период находились в контакте друг с другом, а их творческие позиции еще не носили антагонистического характера. Обе картины являются переходными от позднего маньеризма к "натурализму" нового времени. Также исследователи отмечают, что картина Караваджо «Отдых на пути в Египет» написана под влиянием венецианских художников, величайших колористов в истории живописи.
Сюжет картины Караваджо основан на апокрифическом тексте Псевдо-Матфея. В нем говорится, что на пути в Египет Святое семейство страдало от голода, жажды и жары. Изможденные, Мария с Младенцем присели под финиковую пальму, чтобы отдохнуть и набраться сил. Младенец Христос приказал пальме склонить ветви - дерево укрыло Святое семейство от зноя и насытило сладкими плодами.
Эту картину Караваджо многие исследователи трактуют как синтез религиозного и светского произведения. Посмотрите на спящих Марию и Христа, на их позу - это практически бытовая деталь. Невероятно трогательное и точное изображение уставшей женщины, опустившей свою голову на головку сладко спящего на груди младенца.
Ангел играет на скрипке, Иосиф держит перед ним ноты известного в то время духовного песнопения «О, как чиста ты и прекрасна», прославляющего Деву Марию. Музицирование – это тоже вполне светский мотив.
В работе «Отдых на пути в Египет» Караваджо изображает всех героев картины, в том числе и Марию, с босыми ногами – но это не бытовая деталь, а иконографическая. Мария с босыми ногами по-итальянски называется Maria d’Umilta, в переводе означает «Мария смиренная». Ее смирение выражается в безропотном принятии собственной участи, всех тягот трудного путешествия с младенцем и предрешенной судьбы сына.
Однако вернемся к Караваджо и Бальоне. Совсем скоро их пути разойдутся, и художники станут непримиримыми врагами.
В 1602 году Караваджо создает знаменитую картину «Амур-победитель» для своего покровителя и мецената Винченцо Джустиниани. Ее сюжет восходит к известной цитате Вергилия: «Все побеждает Любовь и покоримся мы Любви».
Мы видим на картине Амура, бога любви, но он не похож на того идеального юношу, которого обычно изображали живописцы той эпохи. Этот Амур – хитрец, хулиган и сорванец.
Эффект от картины также создается за счёт контраста между аллегорической темой произведения и почти фотографически реалистичной живописью. Мы не верим, что перед нами бог любви – мы видим молодого натурщика, который забавляется с бутафорскими крыльями.
Однако впечатления «легкости» обманчиво – поза Амура глубоко продумана и восходит к скульптуре Микеланджело «Дух победы».
Исследователи предполагают, что картина восхваляет добродетели и таланты заказчика Винченцо Джустиниани - на нотах можно заметить крупную букву V. Реалистично выписанные предметы в нижней части картины, представляющие собой искуснейший натюрморт, могут быть как реквизитом художника, так и символами, рассказывающими об увлечениях и чертах характера заказчика.
По словам современников, маркиз Джустиниани ценил картину Караваджо "Амур-победитель" выше всех остальных в своей коллекции.
Джованни Бальоне в 1602 году делает пародию на картину Караваджо «Амур-победитель» и называет ее «Любовь Небесная побеждает Любовь Земную».
Предводитель небесного воинства Архангел Михаил повергает языческого бога любви Амура. В этом лежащем обнажённом мальчике мы явно видим отсылку к Амуру-победителю Караваджо.
Джованни Бальоне целенаправленно имитирует темную манеру Караваджо, демонстрируя свое мастерство. Художник создает две версии картины, которые отличаются одеждами ангела и поворотом головы Люцифера. Чтобы побольше досадить сопернику, Бальоне придает Люциферу, присутствующему при битве, портретные черты самого Караваджо.
Кстати, картина Бальоне была написала для брата мецената Караваджо Винченцо Джустиниани - кардинала Бенедетто Джустиниани. Так картины обоих соперников оказались в одной семье Джустиниани. А сейчас, по иронии судьбы, "Амур-победитель" и "Любовь небесная побеждает любовь земную" Бальоне (та версия, где зритель не видит лицо Люцифера), хранятся в Берлинской картинной галерее.
Караваджо эта «пародия» совершенно точно не понравилась... В 1603 году разразился скандал. Джованни Бальоне подал на Караваджо в суд за то, что тот опорочили его доброе имя. Дело в том, что Караваджо с друзьями написали и распространили стихотворный пасквиль, в котором зло высмеял Бальоне и написанную им для церкви Иль Джезу в Риме алтарную картину «Воскресение Христа» (не сохранилась). Они назвали творчество Бальоне «поношением живописи», а его самого - «рогоносцем». Судебное заседание было, но итог его нам не известен.
После смерти Караваджо, Джованни Бальоне написал труд «Жизнеописания живописцев, скульпторов и архитекторов от понтификата Григория XIII в 1572 году до времени папы Урбана Восьмого в 1642 году». Своей книгой он хотел продолжить «Жизнеописание художников» Джорджо Вазари, изданное в 1550 году.
Книга Бальоне – важный источник о художественной жизни 17 века. Однако опираться на ее, как на документ, все же не стоит. Иногда автор высказывает очень субъективные суждения. Это касается и биографии Караваджо, про которого он написал много резких и негативных фактов, формально признавая его мастерство, но списывая его успех на слухи, удачу или богатых покровителей. Приведу несколько цитат, где Бальоне не упускает возможности нанести "посмертный" удар сопернику:
"Поскольку кое-что в этом произведении было написано с натуры и соседствовало с картинами кисти кавалера Джузеппе, талант которого вызывал зависть у собратьев по профессии, то работа эта содействовала славе Караваджо, — хитрецы нарочно отзывались о ней весьма одобрительно. Решив все же посмотреть ее, Федериго Цуккаро в моем присутствии спросил: «Из-за чего подняли такой шум?» Осмотрев все внимательно, он добавил: «В образе апостола я вижу лишь мысли Джорджоне, не более». И усмехнувшись, снова подивился, зачем было поднимать такой шум, повернулся и пошел себе с богом" (о росписи капеллы Контарелли в Сан Луиджи деи Франчези сюжетами из жизни святого Матфея)
"Наконец, он добрался до жилья и 'слег с лихорадкой. Здесь, лишенный помощи, он через несколько дней скончался, умерев так же нелепо, как жил".
"Тем не менее, славу он приобрел большую, и за его картины, изображавшие просто головы, платили дороже, нежели за иные сюжеты других художников. Вот что значит молва народная: она не глазами оценивает, а ушами смотрит".
Возможно, Бальоне полагал, что одержал победу в их противостоянии, ведь он был успешен и востребован как художник, а Караваджо закончил свои дни в изгнании и нищете. В своей книге Бальоне оставил для потомков достаточно неприятный образ Караваджо.
Однако время все расставило по своим местам. Бальоне был забыт вскоре после смерти и «запятнан» противостоянием с Караваджо, в результате чего его творчество оценивали довольно негативно.
Авторитет же Караваджо, наоборот, достиг невиданных масштабов – у него появилось множество последователей во всей Европе, которых стали называть «караваджистами». Эти мастера применяли и развивали в своем творчестве живописные открытия великого Микеланджело Меризи да Караваджо.
Зная историю противостояния Караваджо и Бальоне, мы можем в полной мере оценить полотно из ГМИИ им. А.С. Пушкина, ведь оно было создано, когда художники еще не были врагами. Кроме того, оно напоминает нам, что живопись Караваджо - это не только темный фон, высвеченные лица, грязные пятки и другие пугающие своей натуралистичностью детали.
Раннее творчество Караваджо был совсем другим - гармоничным, наполненным светом, музыкой и красотой.
Еще больше интересного об искусстве в моем телеграм-канале "Маргарита о Мастерах". Подписывайтесь!