Вопрос на засыпку: какой литературный жанр объединяет в себе такие понятия: машина времени, школа жизни, психологический практикум и детективное расследование?
Да-да, это всё - биография.)
Согласитесь, нет большего удовольствия для любителей чтения, чем открыть новую биографию и отправиться в путешествие по чужой судьбе. Для вас ведь тоже этот жанр притягателен?
Что такое - биография?
Это попытка запечатлеть мгновения жизни, превратить череду событий в связное повествование, раскрывающее суть личности и её место в истории.
А ещё – это окно в иные миры и эпохи. Читая о жизни Леонардо да Винчи, можно перенестись в бурлящую атмосферу итальянского Возрождения.
Страницы биографии Марии Кюри позволяют ощутить напряженный пульс научных открытий начала XX века.
А жизнеописание Черчилля погружает в водоворот мировой политики середины прошлого столетия.
Но дело не только в исторической панораме. Биографии – это ещё и мастер-классы жизни. Они показывают, как реальные люди преодолевали трудности, принимали решения, добивались успеха или терпели поражения. Читая о взлётах и падениях великих личностей, можно учиться на их опыте, извлекать уроки из их ошибок и вдохновляться их достижениями.
Жизни великих всегда были особенно интересны как для современников, так и для потомков.
Так когда же люди начали записывать истории жизни?
Предлагаю немного ознакомиться с "биографией" жанра.)
Истоки
биографического жанра уходят корнями в глубокую древность.
Ещё в Древнем Египте создавались жизнеописания фараонов, высеченные на стенах гробниц. А в античном мире в I—II веке н. э. Плутарх создал свои знаменитые «Сравнительные жизнеописания», где параллельно рассматривал биографии греческих и римских деятелей.
Средневековье принесло новый жанр –
агиографию, жизнеописания святых. Но эти тексты были не столько историческими документами, сколько нравоучительными произведениями, призванными вдохновлять верующих.
Настоящий расцвет биографического жанра пришёлся на эпоху Возрождения.
Интерес к человеческой личности, её уникальности и достижениям породил множество биографических работ. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» не только рассказал о великих художниках, но и заложил основы современного искусствоведения.
XVIII век принёс новое понимание биографии.
Сэмюэл Джонсон в «Жизнеописании прославленных английских поэтов и критическом обозрении их сочинений» создал образцы критической биографии, где анализ творчества неразрывно связан с историей жизни. А Джеймс Босуэлл в «Жизни Сэмюэла Джонсона» показал, насколько детальным и интимным может быть биографическое повествование.
XIX век стал золотым веком биографии.
Томас Карлейль в своей работе «Герои, почитание героев и героическое в истории» представил биографию как способ понимания исторических процессов через призму выдающихся личностей. А Литтон Стрейчи в своей работе «Выдающиеся викторианцы» произвёл революцию в жанре, привнеся в него иронию и психологическую глубину.
XX век значительно расширил границы жанра.
Зигмунд Фрейд, например, в работе «Леонардо да Винчи и память его детства» продемонстрировал возможности психоаналитического подхода к биографии. А Ирвинг Стоун в своих романизированных биографиях («Жажда жизни» о Ван Гоге, «Муки и радости» о Микеланджело) показал, как биографический материал может стать основой для захватывающего художественного повествования.
Наш век тоже не обходит вниманием великих.
Современная эпоха принесла новые вызовы и возможности для биографического жанра. С одной стороны, доступность информации позволяет создавать всё более детальные и точные жизнеописания, а с другой – возникает вопрос о границах приватности и этичности раскрытия личной информации.
Из современных биографов отмечу Уолтера Айзексона.
В своей книге о Стиве Джобсе он не только рассказывает о жизни легендарного основателя Apple, но и показывает, как личность может изменить целую индустрию и повлиять на образ жизни миллионов людей.
Биография Эйнштейна, написанная им же, – ещё один пример того, как жизнеописание может стать увлекательным путешествием в мир идей и открытий. Автор мастерски сочетает рассказ о личной жизни ученого с объяснением его революционных теорий.
В отечественной литературе
расцвет этого литературного жанра восходит к началу 19 века: в 1811 году в Санкт-Петербурге вышла книга Семёна Ушакова «Жизнь графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского».
А в 70-е годы 20 века были названы «эталонные» русские биографические памятники:
«Фон-Визин» Петра Вяземского
«Материалы для биографии А. С. Пушкина» Павла Анненкова.
«Биография Ф. И. Тютчева» Ивана Аксакова.
Я бы ещё сюда добавила «Жизнь Пушкина» Юрия Лотмана – как образец академической биографии, где скрупулёзный анализ фактов сочетается с глубоким пониманием культурного контекста эпохи.
Говоря о биографиях, нельзя не упомянуть серию «Жизнь замечательных людей».
Основателем и издателем этой знаменитой серии стал русский книгоиздатель и просветитель Флорентий Федорович Павленков. За годы существования, а книги выходят с 1890 года, были изданы более 1700 жизнеописаний выдающихся деятелей всех стран и народов.
Как ни крути, а биографии продолжают оставаться одним из самых популярных литературных жанров. Потому что они не только удовлетворяют наше любопытство о жизни знаменитых людей, но и помогают лучше понять историю, культуру и самих себя. Наконец, биографии нередко становятся источником неожиданных открытий. Сколько раз, начиная читать о, казалось бы, хорошо знакомой исторической фигуре, можно обнаружить факты, о которых даже не подозревал!
Ведь, как сказал Плутарх: "биография – это не просто перечень фактов, это зеркало человеческой души".
А вы читаете биографии? Испытываете это удивительное чувство сопричастности?)