Приветствую! Сколько потенциальных шедевром потерял мировой кинематограф из-за глупого и несвоевременного студийного вмешательства разного рода некомпетентных лиц! Зачастую эти люди жаждут только денег, а на искусство им наплевать. Однако тем удивительнее, что в истории кино существуют и обратные примеры – когда именно своевременные и обоснованные требования от студий спасали фильмы от неминуемых провалов. Вот лишь несколько подобных примеров. Меня зовут Станислав. Вы читаете блог Музтальгия. И значит – будет интересно!
История игрушек
Дебютная полнометражка студии Pixar стала не только их первой работой такого уровня, но и первым компьютерным анимационным фильмом ever. Рассказывая трогательную историю о том, как разумные игрушки открывают для себя смысл дружбы и сотрудничества, Ковбой Вуди стремится, чтобы его владелец Энди был счастлив, а игрушки, которые смотрят на него, были в безопасности.
Учитывая огромные сроки разработки – «Историю игрушек» сначала «набросали» из так называемых «роликов»: грубых 2D-раскадровок нескольких сцен. И они – максимально далеки от всем известного мульта. Ведь одна из основных целей тогдашнего председателя Disney Джеффри Катценберг – сделать анимационный фильм более взрослым и циничным. Оттого его общий тон оказался крайне мрачным.
Вуди больше не был глуповатым и простодушным, но добросердечным лидером. В этой версии перед нами представал тоталитарный тиран, очень жестко обращающимся со своими пластиковыми подданными практически без всякой причины. В одной из сцен он даже бессердечно выталкивает Базза Лайтера из окна, а затем отмахивался от этого, со словами: «Игрушечный мир поедает игрушки». Режиссер Джон Лассетер вспоминал первый показ с исключительно негативными чувствами.
Сам Рой Э. Дисней и другие руководители студии были настолько возмущены увиденным, что решили полностью прекратить дальнейшее производство. В течение двух последующих недель «Пиксар» успешно лоббировали доработку и пересмотр общей концепции проекта. Второй шанс им был дан только при условии, что характер Вуди будет значительно смягчен. Выходит, что благодаря требованиям студии общий результат не только улучшился – он элементарно увидел свет!
Касабланка
Это настолько незыблемая классика, что даже в представлении не нуждается. В фильме рассказывается вневременная история об уставшем от жизни эмигранте Рике Блейне, который вынужден выбирать между любовью замужней женщины и правильным поступком.
В культовом финале Блейн делает неромантичный «правильный поступок», отправляя свою любимую в самолет в безопасное место вместе с ее мужем, находящимся в такой же опасности. При этом говоря: «Может быть, не сегодня, может быть, не завтра, но скоро и на всю оставшуюся жизнь». И произнеся одну из самых прекрасных и пронзительных фраз в истории кино – он уходит в пресловутый закат...
Однако, так было не всегда. «Касабланка» на самом деле основана на неизданной пьесе «Все приходят к Рику». Многие согласятся, что редкая адаптация представляет собой гораздо более совершенное произведение по сравнению с пьесой. Однако там Рик Блейн – это безвольная тряпка, а благородная Лиза Лунд является фактически функцией, а не продуманным персонажем, больше напоминая карикатуру. И в финале она действительно улетает со своим мужем по приказу Рика, но на этот раз бедного Рика арестовывают и увозят навстречу неизвестной, но наверняка ужасной судьбе.
Это печальный финал, если бы он когда-либо существовал, и если бы его перевели на большой экран, нет сомнений, что «Касабланка» не имела бы той стойкости, которой она наслаждалась последние восемь десятилетий. Следует отметить, что истоки этого изменения сюжета исходили в первую очередь от писателей Говарда Коха, Джулиуса и Филиппа Эпштейнов, но если бы студия не поощряла такое переписывание, мы бы просто не получили столь яркий, хотя и горько-сладкий, финал.
Американская история Икс
Этот великолепный фильм рассказывает душераздирающую историю расового насилия и попытки искупления. После того как жестокий расист Дерек жестоко убивает молодого чернокожего мужчину на улице, его младший брат Дэнни – начинает идет по опасным стопам своего брата. Тем временем находясь в тюрьме – Дерек подружился с афроамериканцем по имени Ламонт. Что положило начало духовному перерождению героя и преодолению навязанных расовых стереотипов.
Надеясь спасти своего младшего брата от той же участи, Дерек умоляет Дэнни не связываться с его старой бандой. Будущее главных героев выглядит обнадеживающим, пока юного Дэнни не застрелили в школе одноклассники-афроамериканцы. В оригинальном финале это возвращает Дерека к его жестоким поступкам и даже подразумевает, что он навсегда останется таким. Очень мрачно и депрессивно.
В итоге Эдвард Нортон, исполнитель главной роли, и студия объединили свои усилия против режиссера Тони Кея и его авторского взгляда. В результате в монтажную отправился Нортон. Он-то и привёл всё в порядок. В отредактированном финале Дэнни все равно погибает от рук своих школьных друзей, но теперь Дерек прижимает к себе тело своего брата, безутешный от мысли, что именно его предыдущие взгляды привели к судьбе Дэнни.
То, что мы получили, оказалось намного более проникновенным, личным и глубоко трагичным. Но в конечном итоге – приносящим удовлетворение от просмотра. Так что именно своевременное вмешательство студии и внезапно открывшийся талант «монтажного» видения у Нортона – спасла кино, которое сегодня уже является современной классикой.
Донни Дарко
Это удивительное кино! Ставшее внезапным хитом на момент выхода – оно наставило немалое число киноманов на праведный путь любви к авторскому кино. Один раз и сразу на всю жизнь. Абстрактный и запутанный сюжет, густая философская атмосфера привели в действие мощное сарафанное радио, значительно увеличило популярность фильма после старта проката.
Чтобы получить как можно большую прибыль, студия перешла к созданию режиссерской версии – более близкой к «оригинальному видению» режиссера Ричарда Келли. Проблема была лишь в том, что она, мягко говоря, являлась абсолютным беспорядком. Фильм длился на целых двадцать минут дольше, чем театральная версия, и большая часть абстрактных элементов просто исчезла из истории. Что сделало её только лучше.
В режиссёрской версии есть целые фрагменты, на которых изображены страницы «Философии путешествия во времени» (книги, что читает Донни) на экране, чтобы зрители могли их внимательно изучить. Что, в свою очередь, объясняет слишком многое из происходящего. А ведь значительная часть очарования фильма заключалась в том, как именно зрители интерпретировали увиденное. Что также вызывало желание пересматривать кино, обращая внимание на другие моменты, чтобы сделать эту мудрёную головоломку хотя бы немного понятнее.
Еще одно не менее сомнительное изменение: вступительную песню Echo and the Bunny Men «Killing Moon» заменили на «Love Will Tear Us Apart». Обе композиции достойные, но совершенно не попадающие в настроение истории. В итоге, по иронии судьбы, достойной самого Кролика Фрэнка, именно требования студии перемонтировать получившейся результат – оказался одной из главных причин последующего успеха «Донни Дарко». Ведь следующая работа Келли «Истории Юга» потерпит крах в прокате. В том числе – из-за отсутствия обозначенных выше требований.
Побег из Шоушенка
Еще одна безусловная классика современного кинематографа. В эпической тюремной драме Фрэнка Дарабонта, Энди Дюфрен несправедливо заключённый в тюрьму за убийство своей жены и любовницы – совершает дерзкий побег, прокладывая туннели из своей камеры в течение многих лет.
За этим триумфальным побегом, рассказанным Морганом Фрименом в роли тюремного приятеля Рэда, следует медленная развязка. Рэд пытается приспособиться к нормальной жизни за стенами Шоушенка. И помня об обещании данном Энди – отправляется в самую идиллическую в мире охоту за сокровищами, находя деньги и дорогу в отдаленный мексиканский прибрежный город, где может проживать его давно потерянный друг.
Рэд прыгает на автобусе в Мексику... и на этом фильм должен был закончиться. Надеясь сохранить некоторую двусмысленность, первоначальный замысел Дарабонта заключался в том, что фильм завершался эпизодом, где герой Фримена уезжал на автобусе на юг и монологом, заканчивавшимся фразой: «Надеюсь, я доберусь до границы. Надеюсь, я найду своего друга и пожму ему руку». Этот финал устанавливал в концовке фильма огромный вопросительный знак. И, что никого не удивило, совершенно не понравился тестовой аудитории.
Основываясь на этом, компания Castle Rock Entertainment побудила режиссера остановиться на радостном воссоединении Рэда и Энди на мексиканском пляже. И хотя это кажется довольно неправдоподобным и даже чрезмерно слащавым по сравнению с первоначальной задумкой – тем не менее, именно такое окончание этой истории даёт возможность зрителям испытать самые положительные эмоции. И сделать на душе немного теплее. В конце концов – иногда хорошие парни тоже должны побеждать.
Поделитесь в комментариях своим мнением. Я каждый раз всё внимательно прочитываю и по мере возможности отвечаю. И обязательно оцените материал – вам не трудно, а мне это очень важно для дальнейшей мотивации и его продвижения в ленте, ведь мои публикации практически перестали туда попадать. Также жду вас в своих каналах в Yotube (Музтальгия Видео) и Telegram (Музтальгия Light). И никуда не уходите – впереди есть ещё много самых разных тем для дискуссий)
Также обратите внимание и на другие материалы:
ШОУ "ТОЧЬ-В-ТОЧЬ". Подробно разбираю 2-й выпуск. Шоу становится всё хуже...
"ПИНГВИН". Разбираю 1-ую серию. Каким получился долгожданный спин-офф "Бэтмена"?
Музыкальный квиз по русской и зарубежной музыке. Выпуск №4