Еще он не сшит, твой наряд подвенечный,
И хор в нашу честь не споет…
А время торопит — возница беспечный, —
И просятся кони в полет.
Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга,
Не смолк бубенец под дугой…
Две вечных подруги — любовь и разлука —
Не ходят одна без другой.
Мы сами раскрыли ворота, мы сами
Счастливую тройку впрягли,
И вот уже что-то сияет пред нами,
Но что-то погасло вдали.
Святая наука — расслышать друг друга
Сквозь ветер, на все времена…
Две странницы вечных — любовь и разлука —
Поделятся с нами сполна.
Чем дольше живем мы, тем годы короче,
Тем слаще друзей голоса.
Ах, только б не смолк под дугой колокольчик,
Глаза бы глядели в глаза.
То берег — то море, то солнце — то вьюга,
То ангелы — то воронье…
Две верных дороги — любовь и разлука —
Проходят сквозь сердце мое…
Романс понадобился режиссеру Борису Токареву для фильма «Нас венчали не в церкви». Сценарий написали Александр Свободин и Натан Эйдельман. Сюжет фильма не выдумка, а реальная история из жизни народовольца поэта Сергея Синегуба и дочери священника Ларисы Чемодановой. Сергею был 21 год, он учился в Петербургском технологическом институте и был членом кружка «чайковцев». Так называли революционно настроенных студентов народников во главе с Николаем Чайковским… Ларисе исполнилось 16 лет, она окончила Вятское епархиальное училище и мечтала уехать в столицу, чтобы поступить в университет. Но батюшка был категорически против, заявил, что не допустит, чтобы его дочь стала «развратной стриженной девкой» …Чайковцы решили высвободить ее из неволи с помощью фиктивного брака. Лариса не возражала. Роль жениха предложили Сергею Синегубу. Чтобы «жених» выглядел прилично, собрали для него деньги, купили сюртук, панталоны и цилиндр. В таком виде Лариса представила его родителям. Отцу жених понравился. Да и пора пришла дочь пристраивать. В конце концов, отец Василий благословил их, и 12 ноября 1872 года молодые обвенчались. Вскоре молодожены уехали в Петербург, и там разбежались, хотя их уже потянуло друг к дружке. Лариса поселилась в женской коммуне, а Сергей продолжил жить со студентами и агитировать рабочих бороться за свои права… Кончилось тем, что Лариса сама призналась ему в любви. И фиктивный брак превратился в настоящий…
Она помогала ему в подпольной работе. Когда он был арестован по «делу ста девяносто трех», улик против нее полиция не нашла. Сергей получил приговор 10 лет каторжных работ на Нерчинских приисках с последующим бессрочным поселением в Сибири. На Карский рудник он прибыл в 1878 году. Как и многие каторжане, трудился в сырых разрезах. Через год его перевели в вольную команду. Перевод означал, что теперь можно было поселиться вне стен каторжной территории и даже жить с семьей… Лариса вопреки воле отца приехала на каторгу к мужу с грудным сыном… На Каре семья Синегубов занималась просвещением детей ссыльнокаторжных. В детском приюте они вели уроки, помогали организовывать спектакли и праздники. Политическим запрещалось вести какие-либо занятия. Однако надзирающий за каторжанами Владимир Кононович, человек гуманный и либеральный, закрывал глаза на участие Сергея Синегуба в занятиях. Ларисе учительствовать было дозволено. За уроки Кононович назначил ей плату сначала 15, а потом 25 рублей в месяц… Так пробежало девять лет. Отбыв наказание, Синегубы жили в Чите, Благовещенске, Томске. Сотрудничали с местными газетами, занимались литературным творчеством. В семье Ларисы и Сергея родились пять сыновей и пять дочерей, и все они были записаны, как представители разных российских сословий. Старший сын, родившийся до лишения Сергея Синегуба “всех прав и званий”, числился сыном дворянина. Других записали как детей ссыльного каторжного, ссыльного поселенца, крестьянина, мещанина…
Фильм «Нас венчали не в церкви» вышел на экраны в 1982 году. Это драматическое повествование о высокой любви в суровых жизненных условиях и немного об истории народничества. В роли Ларисы Чемодановой снялась Наталья Вавилова, роль Сергея Синегуба исполнил Александр Галибин.
Зрители фильм восприняли с одобрением. А у критиков лента особого интереса не вызвала. Возможно, потому что Токарев все же больше актер, чем режиссер, причем актер талантливый. Он запомнился зрителям по фильмам «Горячий снег», «Морской характер» и в главной роли в фильмах «Два капитана» и «А зори здесь тихие» … Романс «Любовь и разлука» написан Булатом Окуджавой и Исааком Шварцем. Шварц считал, что в фильме его должна исполнить Людмила Сенчина. Позже она вспоминала: «Мне позвонил замечательный композитор Исаак Шварц: «Людочка, мы с Булатом Окуджавой просим записать нашу новую песню к фильму. Мы написали её специально для вас» … Однако режиссер Токарев заявил, что голос Сенчиной слишком узнаваем, по сюжету не подходит. В фильме романс исполнила Елена Камбурова. Романс сразу же отделился от фильма, приобрел самостоятельность и полетел по России в исполнении артистов эстрады. Его сразу же включила в свой репертуар Людмила Сенчина, для которой он и был предназначен. Она исполнила его в финале «Песни-83». Послушайте, как она его исполняет: https://yandex.ru/video/preview/14972080973495404944
Герои фильма Лариса и Сергей Синегубы стали сибиряками. Им довелось пережить смерть четверых детей. Глава семьи Сергей Синегуб скончался в 1907 году в Томске. На следующий год беда случилась с сыном Львом. Выпускник Петербургского университета, он увлекся революцией, состоял в боевом «летучем» отряде эсеров-максималистов. И был казнен в 1908 году по приговору военного суда. Эта история отражена в «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева… Лариса Васильевна осталась жить в Томске. Она пережила мужа на шестнадцать лет. Вела журнальное обозрение в «Сибирской жизни». Была организатором Красного Креста для помощи заключенным. Занималась литературой. Историю своей любви она описала в одном из рассказов … А романс «Любовь и разлука» стал им вечным памятником. Звучит он и в наши дни. Его включали в свой репертуар Эдуард Хиль, Олег Погудин, Екатерина Гусева, Александр Малинин. В романсиаде с ним выступали Тимур Иликаев, Анна Шестернина… Настоящие произведения искусства бессмертны.