Gaja («Гайя») – одно из самых громких имен в виноделии Пьемонта, уже давно ассоциирующееся со славой этого региона и его великими винами. Хозяйство названо в честь первого винодела Джованни Гайя в конце XIX века, и оно до сих пор остается в руках одной семьи. Теперь винодельни компании есть уже не только в апелласьонах Пьемонта, но и в Монтальчино, и на Сицилии. В управлении международным брендом участвует пять человек из двух поколений, среди них Джованни Гайя – молодой тезка основателя. Он рассказал, как компании удается сохранять лидерские позиции больше полувека и еще запускать новые масштабные проекты. Читайте статью и используйте промокод ZENLUDING – он даст вам скидку до 40% на нашем сайте!
LUDING: – На каких принципах построен бренд Gaja? Как вам удается выпускать высококачественные вина сразу в разных регионах?
Джованни Гайя: – Мы верны принципам артизанальности, ремесленного производства. Ремесленник – это тот, кто знает о разных аспектах. В виноделии недостаточно быть экспертом только на винодельне, нужно понимать и то, что ты делаешь на земле, обладать знаниями в разных областях. И это именно то, что нас отличает.
В этом подходе очень важна семья. Мы решаем все вопросы вместе, впятером, хоть это бывает и непросто. Семья – источник традиций и знаний. Нам повезло, что мы можем взять что-то из прошлого опыта Gaja и передать это шестому поколению. Важно передавать не только навыки, но и вкус, стиль, который будет продолжаться в будущем.
Мы не покупаем виноград или вино. Мы работаем только с собственными виноградниками, у нас есть полный контроль за тем, как мы хотим их обрабатывать. А еще мы можем позволить себе пожертвовать какими-то винтажами: не все наши вина выпускаются каждый год – только тогда, когда они лучшего качества. Мы стали так делать со времен моего прадедушки Джованни.
Я не согласен, когда нас называют модернистами. Если посмотреть на биографию и подход моего отца, то его философию можно выразить несколькими словами: думать иначе и быть инноватором. Он всегда делал вещи неординарным способом. Например, высаживал международные сорта в Бароло и Барбареско, был среди первых, кто предложил использовать маленькие бочки, баррики на фоне традиционных тонно. Он всегда был экспериментатором, но также оставался верен традициям, поэтому, например, с 1978 года использует комбинированную выдержку: французские баррики и большие бочки из славонского дуба.
Сейчас нужно быть адаптивным: с одной стороны знать свои корни, а с другой – внедрять что-то новое и быть открытым к потенциальным изменениям.
LUDING: – Вы делаете лучшие вина Пьемонта (бароло, барбареско) и лучшие вина Тосканы (брунелло ди монтальчино), а теперь и вина на Сицилии. Отличается ли подход?
Джованни Гайя: – Конечно, многое совпадает, но подход адаптирован к климату и почвам каждого региона. Мы много путешествуем, раз в неделю кто-то из семьи в Тоскане, раз в месяц – на Сицилии, и мы постоянно в контакте с виноделами на местах.
Мы работаем с автохтонным виноградом: санджовезе в Монтальчино, как и неббиоло в Пьемонте передают дух места. А в нашей новой винодельне IDDA на Сицилии мы работаем с карриканте (он абсолютно уникальный!) и нерелло маскалезе – двумя аутентичными сортами. Для меня их сложно сопоставлять с чем-либо, хотя нерелло часто сравнивают с неббиоло, потому что оба дают вина слабо окрашенные, которые в аромате могут быть цветочными. При этом сицилийские автохтоны имеют совершенно уникальную дымность в аромате и даже во вкусе – это влияние Этны. Вина выражают то, откуда они родом.
LUDING: – Расскажите подробнее про ваш проект на Сицилии. Это винодельня в партнерстве?
Джованни Гайя: – Да, это наше первое партнерство в истории бренда, мы сотрудничаем с семьей Грачи в равных долях и мы начали проект вместе в 2017 году, когда впервые встретились с Альберто Грачи. Это была, что называется, любовь с первого взгляда, у нас полностью совпали ценности, видение.
Мы работаем в юго-западной части Этны. Это самый высокий и активный вулкан Европы. Каждый год он извергается, и местные считают, что хорошо, когда он активен. Если вулкан затихает, они начинают волноваться. Этна – магическое место, единственное, где почва приходит с неба: когда вулкан извергается, пепел оседает и постоянно удобряет землю. Поэтому она такая плодородная, энергичная, живая. На Сицилии ты не ожидаешь такой свежести и элегантности в винах, которые дает Этна. IDDA на местном диалекте означает «она», так местные говорят о своем вулкане. Это женщина с характером, которая может быть «злой» или «спокойной».
Когда мы создаем новые проекты, мы хотим делать по-своему, в своей уникальной манере. Например на Этне винное производство сосредоточено на северном, восточном и южном склонах. Север – действительно идеальное место для получения самых элегантных нерелло. Мы же находимся в другом климате, хотя по-прежнему высоко, что гарантирует свежесть и кислотность в винах, но при этом у нас менее дождливо, теплее. И наш терруар очень подходит для производства карриканте: округлого, пышного, цитрусового и при этом тропического. Совершенного другого стиля карриканте, и в будущем мы будем фокусироваться именно на нем, а не нерелло.
Когда мы купили виноградник, 10 га нерелло маскалезе и 1 га карриканте уже были высажены. Мы высадили еще 12 га карриканте, ⅔ – уже в производстве. С каждым винтажом мы растем в своих знаниях и понимании, что мы можем сделать с потенциалом места.
LUDING: – С учетом глобального потепления, как изменится картина виноградников в Старом Свете? Какие сорта вы бы назвали самыми перспективными сейчас?
Джованни Гайя: – Глобальное потепление – это не страшно, просто вызов. Нам нужно адаптироваться, активно реагировать, быть с открытым умом, способными меняться, но также и наблюдать. В Бордо, например, разрешили высаживать и использовать более теплолюбивые сорта – я считаю, это мудро. Италия в этом смысле имеет огромный потенциал в отношении белых вин, еще много автохтонных сортов, которые ждут, чтобы мы их открыли. У нас больше 500 автохтонов, а мы активно используем несколько десятков. Я думаю, что будущее есть у фиано, который растет в Кампании и приучен к теплу, недооцененному сейчас вердиккио и, конечно же, карриканте.
В Барбареско и Тоскане последние 25 лет идет эволюция способов работы на виноградниках: мы оставляем покровные травы, заботимся о здоровье почв, биоразнообразии, оставляем крону у лоз, которая дает тень. Нужно внедрять то, что помогает лозам адаптироваться. Сейчас каждый винтаж в чем-то экстремальный: и они отличаются друг от друга, и ты тоже меняешься. А в Монтальчино мы докупаем более высокие виноградники.
LUDING: – Большие вина требуют особого, более глубокого потребителя. Как вы адаптируетесь к новому поколению покупателей и требованиям времени?
Джованни Гайя: – В каждой винодельне у нас есть пирамида вин: от вин с отдельных виноградников до базовых, с которых можно начать знакомство с сортом или брендом в целом. IDDA как раз относятся к винам для молодого поколения потребителей, более доступные и из нового терруара. У нас нет соцсетей, даже сайта. Наша коммуникация с потребителем не через сеть, а через землю, наши вина. Качество остается нашей главной целью и в будущем. Новое поколение пьет меньше, но более качественное.
Вино – напиток, связанный с культурой больше, чем любой другой. Это выражение культуры людей и места, где его сделали. Но также, открывая бутылку дорогого вина, ты не будешь пить ее в одиночку. Ты собираешь друзей, семью, и вы вместе создаете воспоминания.