Найти в Дзене
Александр Долгих

Почему методы Макаренко, воспитывавший зеков, стал эталоном педагогики?

Антон Семёнович Макаренко — выдающийся педагог, признанный не только в СССР, но и во всём мире, занимался, если кто не знает, воспитанием сложных подростков в колониях. Но почему же тогда его методы стали основой для общего педагогического подхода, и что, собственно в них такого особенного?

В 1920-е годы Макаренко возглавил колонию имени Горького недалеко от Полтавы, где собрал подростков с криминальным прошлым и беспризорников. Тогда ему было чуть более 30 лет. Его главная цель состояла в том, чтобы не только вернуть проблемных детей к жизни в обществе, но и сделать из них достойных граждан, способных трудиться на благо страны.

Методы Макаренко отличались систематичностью и новаторством для своего времени. Во-первых, Макаренко считал, что личность формируется в коллективе. Работа и жизнь в нём способствуют развитию дисциплины, ответственности и взаимопомощи. При этом коллектив должен быть не просто объединением людей, но и сложной структурой, в которой существует определённая система ролей и обязанностей.

Каждому члену отводилась конкретная роль, за выполнение которой он нёс ответственность. Например, в колонии воспитанники сами отвечали за соблюдение дисциплины внутри группы. Если один из подростков нарушал её, то его могли вызвать на собрание коллектива, где обсуждалось его поведение. Благодаря такому методу, подростки чувствовали себя частью общей команды и осознавали важность своих поступков для всех.

Трудовая колония имени Горького, возглавляемая Макаренко
Трудовая колония имени Горького, возглавляемая Макаренко

Во-вторых, Макаренко был уверен, что труд — важнейший элемент воспитательного процесса. Он не только обеспечивала подростков навыками, необходимыми для взрослой жизни, но и воспитывал в них дисциплину и уважение к коллективу. В коммунах, возглавляемых Макаренко, подростки занимались производственной деятельностью, зарабатывая на жизнь и обеспечивая колонию, они видели результаты своего труда, что давало им чувство значимости и полезности.

В-третьих, Макаренко предъявлял высокие требования к своим подопечным, при этом сам проявляя к ним уважение и веру в их потенциал. Он не считал, что с "трудными" подростками нужно обходиться понижением планки ожиданий. Напротив, педагог полагал, что высокая планка способна стимулировать их к развитию и самосовершенствованию. При этом он часто раздавал воспитанникам конкретные обязанности в зависимости от их способностей. Например, один подросток мог быть ответственным за порядок в мастерской, другой — за организацию культурных мероприятий. Это помогало каждому почувствовать свою важность в коллективе, а также развить личные качества и навыки.

Также Антон Семёнович не был приверженцем чрезмерного наказания,в его системе важную роль играло поощрение за достижения и успехи. Однако его нужно было заслужить! Макаренко предоставлял подросткам свободу выбора и доверял им, даже если они были когда-то нарушителями закона или имели трудное прошлое. При этом он давал подросткам право на ошибку, понимая, что это естественный путь к саморазвитию.

Так в чем же уникальность методов Макаренко? А в том, что на тот момент, методы Макаренко считались новаторскими, благодаря сочетанию строгой дисциплины и личной ответственности с уважением к личности и её потенциалу. Антон Семёнович сумел создать систему, которая ориентировалась на самовоспитание через коллектив, труд и высокие ожидания.

-3

Кроме того, среди вариантов воспитания Макаренко можно выделить метод перспективных линий. Он заключался в создании перспективных целей для воспитанников — как краткосрочных, так и долгосрочных. Макаренко считал, что детям и подросткам необходимо видеть перед собой конкретные цели, к которым они стремятся. Эти цели должны быть достижимыми, но в то же время амбициозными, чтобы стимулировать развитие. Например, воспитанники могли поставить цель — заработать определённую сумму денег на производстве за месяц, а затем потратить её на коллективные нужды или обустройство колонии.

Важно отметить, что, несмотря на то, что Макаренко работал с бывшими заключёнными и беспризорниками, его система могла успешно применяться в любых образовательных учреждениях. Основные принципы воспитания оказались универсальными и применимыми к любому контингенту учеников.

Макаренко полагал, что каждый человек, даже "трудный", способен измениться при правильном подходе. Он верил в позитивное воздействие среды на развитие личности и в то, что коллектив может стать мощным инструментом перевоспитания. Его методы показывали, что если создать благоприятную обстановку и давать человеку возможности для самореализации и предъявлять к нему высокие требования, то можно изменить его мировоззрение и поведение.

Также важно помнить, что Макаренко работал в условиях становления советской системы образования. Его система воспитания прекрасно соответствовала задачам того времени: воспитание трудолюбивых и ответственных граждан. Они оказались созвучны идеологии государства, что способствовало их популяризации и внедрению.

Впрочем, как я уже сказал в начале, методы Антона Макаренко стали эталоном педагогики не только в СССР. Он сумел разработать универсальную систему, в которой труд, коллектив и доверие стали основными инструментами формирования личности любых подростков.

Памятник Антону Семёновичу Макаренко с воспитанниками
Памятник Антону Семёновичу Макаренко с воспитанниками

А как сейчас у нас обстоят дела с воспитанием школьников? Как считаете, нужно возвращаться к методам Макаренко в школах?

Если хотите видеть мои статьи каждый день, а не раз в месяц, подписывайтесь на мой Телеграм, а ниже я подобрал для вас ещё несколько интересных статей: