Форосская церковь была построена на деньги купца Александра Григорьевича Кузнецова. По совету врачей, страдавший от туберкулеза Кузнецов перебрался из Москвы в Крым, здесь он в конце 1880-х годов купил у князя Нарышкина имение «Форос». Надо сказать, что купец был чрезвычайно богат. Например, его яхта, которую он также назвал «Форос», считалась одной из самых больших и красивых в мире (!), и ходила она не только по Черному, но и Средиземному морю. Свое состояние Александр Кузнецов унаследовал от деда Алексея Губкина. Последний же разбогател, торгуя чаем.
Чай в те времена из Китая везли на лошадях через Монголию и Сибирь на знаменитую, одну из крупнейших в дореволюционной России Ирбитскую ярмарку. Часть чая там скупали уральские купцы, остальное везли в Нижний Новгород, где ароматные листья уже приобретали торговцы Москвы и Петербурга. Продаж в розницу на ярмарках тогда не было, только, как мы бы сейчас сказали, крупный опт. Губкин одним из первых начал торговать чаем на рынках иначе: развешивая товар в любых количествах по требованию покупателей. Он же стал посылать своих людей в Китай, чтобы на месте разобраться в сортах и выбрать лучшее.
Девизом Губкина стали слова: «Наилучший продукт по низкой цене в любое время в любом месте». Его дело продолжил внук, учредивший Товарищество «Преемник Алексея Семеновича Губкина Александр Кузнецов и К.». При этом существенную часть своего огромного дохода Кузнецов, как это было принято у российского купечества, жертвовал на благотворительность. Так, он финансировал издание книг, помогал больницам в Московской губернии, сельским школам, народным училищам. На деньги Кузнецова была организована биологическая станция в Севастополе.
Ну, а в 1892 году благодаря Кузнецову над Форосом вознесся храм удивительной красоты. Место для строительства – на вершине почти 400-метровой Красной скалы – было предложено инженером Блажновым, который считал эту точку центром пейзажа, открывающегося со стороны поселка. В пояснительной записке к проекту церкви, разработанному академиком Николаем Чагиным, Блажнов писал:
«Церковь в имении г. Кузнецова «Форос» предполагается поставить на выдающейся скале при повороте с казенного шоссе на шоссе, ведущее в усадьбу этого имения. Место это, хотя и несколько удалено от усадьбы, выбрано для этой цели потому, что построенный на нем храм будет виден очень далеко; оно около самого шоссе и представляет большое удобство для прихожан окрестных селений; место это составляет как бы центр всей картины этой части Южного берега и обращает на себя особое внимание по своей красоте. … Всему сооружению приданы размеры, вполне отвечающие требованию прочности».
Расписывали храм известные художники Маковский, Корзухин и Сверчков, мозаика была выполнена знаменитыми итальянскими мастерами. 4 октября 1892 года церковь была освящена епископом Таврическим Мартинианом во славу Воскресения Христова. Через шесть лет в десятую годовщину чудесного спасения августейшей семьи церковь посетил император Николай II.
В приход храма входили имения «Форос», «Тессели», «Мшатка» и село Байдары (совр. Орлиное). Добираться сюда было непросто, тем не менее у паствы он пользовался популярностью. Благодаря удачному местоположению церковь нанесли как ориентир на мореходные карты. А вскоре Кузнецов, который был крупнейшим чаепромышленником в России, стал использовать изображение Форосской церкви еще и в качестве фирменного знака на жестяных коробочках со своим чаем. Ну, а затем в обиход вошли открытые письма (так раньше называли открытки) с изображением храма на скале.
Белый храм на Красной горе был возведен в память о спасении императорской семьи в ужасном крушении поезда. Об этом мы уже писали ЗДЕСЬ.
Фрагмент статьи из Крымского познавательного журнала "Полуостров сокровищ", выпуск №16.