Смешение ролей и границ:
❌Он наш друг, знакомый, преподаватель в ВУЗе или любая социальная роль с предшествующими отношениями до терапии, во время и после, предполагающая двойственные отношения
❌Предлагает нам совместный проект, совместную деятельность, ходит с нами на встречи, бизнес-ужины и развлекаться - "терапия же закончилась". Начинает с нами дружить
✅ С психотерапевтом могут быть только одни отношения - психотерапевтические, где в фокусе мы - клиент, и отношения между нами. Взаимоотношения вне контекста и фокуса терапии из иных социальных ролей вредят клиенту и психотерапевтическому процессу. Эти роли будут конфликтовать между собой, и другие роли не предполагают психотерапевтический фокус. В добавок, размывается помогающая фигура психотерапевта, а терапевт должен остаться помогающей фигурой в памяти и опыте клиента. Навсегда. При этом он прекрасно с нами общается, где-то и в чем-то мы с ним сталкиваемся, с теплотой за нас радуется, переживает по-настоящему, как живой человек за живого человека, с которым нас связывает очень сокровенное.
Эксплуатация клиента:
❌Предлагает нам присылать ему обнаженные фото, даже под предлогом специальной техники "повысить нашу самооценку", "убрать стыд" и прочий бред
❌Занимается с нами сексом (даже если это нам очень хотелось, мы влюбились и это все ради нас и у нас все серьезно)
❌Просит нас его подвести, оказать ему услугу, оставить отзыв
❌Ведет себя как "гуру". Делает замечания, поучительно добрым голосом комментирует поведение с позиции сверху под лозунгом "вот, это та самая твоя проблема". Винит нас. Клиент чувствует, что ему нужно постоянно корректировать свое поведение, слушая что ему говорит "гуру"
❌️Побуждает нас купить свои курсы, обучающие программы, чтобы мы справились с тем, что обсудили на консультации
✅Клиент чаще находится в более уязвимой позиции, чем терапевт, так как выбирая того, к кому мы обращаемся за помощью, мы наделяем его влиянием на нас. Поэтому мы и прислушиваемся к его мнению больше остальных.
К тому же, принятие, поддерживающее и бережное отношение терапевта, его внимание к нам, и его идеализация нами, может сильно "сносить крышу" и вызывать сексуальное желание, например, когда у нас очень мало хорошего отношения в жизни, и секс для нас - это чуть ли ни единственный способ почувствовать себя любимым. Чему точно можно верить не на словах, что мы нравимся. Или таким образом сделать приятно приятному для нас человеку. А может выровнять неравные отношения, взять их под контроль - а то чего-то это только мы тут трепещем, а он невозмутим. А может это точно безопасно? Потому что "раз Он говорит, что все будет хорошо, ну он-то лучше знает" - минус наша ответственность за нас в его руки, особенно когда мы именно с этим и пришли, и по жизни так поступаем регулярно, попадая в разные истории.
С таким же сразу счастливые отношения построятся - он же спец, знает что делать с нашими закидонами. А с другой стороны быть привлекательным человеком для "гуру" - это ж вообще мы красавчики и красавицы, оказывается. Просто до этого у нас были незрелые, и в нас нашу ценность разглядеть не смогли. Или просто хочется человеческого тепла - невмоготу уже, изголодались. Тут много вариантов.
Терапевт отвечает за границы между нами, так как клиент может не уметь их регулировать сам - соблазнять, влюбляться, или же гнать на терапевта. В этом и будет часть его работы.
А интимные отношения с терапевтом в последствии станут ударом кувалдой по внутреннему миру клиента и тотальным разочарованием и в терапии, и в жизни в целом, что усугубит проблемы клиента. Эксплуатация клиента и навязывание собственных убеждений - грубое нарушение.
Конфиденциальность:
❌Здоровается с нами в общественных местах Первым, если мы не одни, и это не обговаривали заранее. Гордится нами, как клиентом прилюдно
❌В присутствии других начинает комментировать наши действия, поправлять и вспоминать разговоры из сессий и тд
❌️Проводит совместные эфиры с клиентом, разбирает клиента публично
❌Выкладывает отзывы или просит нас сделать отзыв о терапии
❌Помимо лично нас он психотерапевт члена нашей семьи или нашей пары
✅Психотерапевт гарантирует конфиденциальность, поэтому поздаровавшись с нами в публичном месте при посторонних без нашего согласия, выкладывая отзывы, он ее нарушает.
При ведении пары, а затем встречаясь с ее членами индивидуально, терапевт может узнать конфиденциальную информацию одной из сторон, и ему придется утаить ее от другой, что нарушит другой принцип - искренность и доверие в терапии. Терапия становится неполноценной.
Или он забудет кто и что знает, и по ошибке раскроет то, что другой пока не готов сообщать или не собирался сообщать никогда. В личной терапии терапевт формирует лично с нами альянс. Поэтому, при работе еще и с парой, есть риск, занять чью-то сторону, что повредит паре. Терапевт работает либо с парой, направляя каждого члена пары к двум разным терапевтам на личную терапию, либо сам работает только с кем-то одним.
К тому же, если психотерапевт согласится принимать каждого из участников отношений в отдельности, особенно между которыми напряжение и недоверие, то он создает условия для еще большего большего недоверия, подозрений, борьбы за внимание и лучшего отношения со стороны терапевта. По сути создаст триангулярные отношения и душевный ад.
Если мы вдруг замечаем, что при работе с психологом или психотерапевтом с нами приключается что-то из вышесказанного на входе в работу, вспоминаем, что мы можем оказаться в беде, так как "специалист" сам не знает и не замечает, что делает или делает умышленно. И вряд ли позаботится о нас и нашей безопасности.
Если вдруг мы замечаем, что с нами это происходит уже давно и мы по-честному пострадали. Но и страшно, и совестно подвести терапевта, испортить с ним отношения, ведь он много в чем помог и прочие аргументы - обращаемся к независимому специалисту с этой ситуацией, а так же в этический комитет того сообщества, в котором состоит психолог, если это возможно.
Автор: Иван Журавлев
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru