"Дни Турбиных" (реж. Владимир Басов, 1976), 1-3 серии
Быть смешным, нелепым, неуклюжим – это не порок. Глядя на Лариосика, можно сказать: "Ну, такой он человек. Да, несуразный, да, комичный, но ведь неплохой! Лариосик чуткий, добрый, отзывчивый!".
Насчет доброты и отзывчивости возразить что-либо трудно. Лариосик идеальный "подай, принеси, подхвати". Порой его и просить не приходится, он сам, по внутреннему порыву, из искренней заботы, приносит Николке подушку, помогает нарядить елку, по мере своих сил участвует в организации быта друзей и родственников, с которыми свела его судьба в нелегкое для всех время. Но безобиден ли Лариосик? Отнюдь.
Мелкий вредитель с дырявыми руками
Лариосик роняет, ломает и разбивает всё, до чего может дотянуться. Он ходячее недоразумение. И если говорят, что один переезд всё равно что два пожара, то Лариосик – это как три переезда. Он может разбить и бокалы, и бутылку водки. Может разломать мебель, вывести из строя звонок и растоптать свечи.
Конечно, вещи не самое главное. Главное отношения, даже? Но Лариосик не разбирает, что, где и как разбить, разломать, разлить. Случайным образом ему под руку может попасть вещь и материально ценная, его это не остановит. Тем не менее, Лариосику всё прощается...
Адаптивно-вежливый, социально-удобный
А прощается ему всё по двум причинам. Первая причина заключается в том, что Лариосик оказался в окружении великодушных и благородных людей, способных закрыть глаза на мелочи жизни. Тут уж как повезет с воспитанием и нервной системой окружающих. Человека менее уравновешенного и благодушного любой "лариосик" будет бесить и раздражать.
Вторая причина связана с социально-адаптивной стратегией поведения Лариосика. Цель этой стратегии, по сути, социальное выживание. Лариосик приспосабливается, прогибается, оправдывает ожидания. А что в первую очередь ожидает общество от хороших и удобных своих представителей? Хороших манер, вежливости и покладистости.
С детства многим вбивается в голову, как важно много и часто произносить волшебные слова "спасибо", "пожалуйста", "простите", "извините". В меру и к месту это социально оправдано. Но когда, как у Лариосика, без меры и по любому поводу... Это уже сомнительно.
Тем не менее, Лариосик достигает нужного эффекта. У многих просто не получится сердиться на такого, и язык не повернется его отругать: а как, если человек-то такой душевный и вежливый?! Он же извиняется, раскаивается, прощения просит! Ну, не монстры же мы, в самом деле, чтобы злиться на такого милого человечка и бранить его? И Лариосик понимает: можно творить, что угодно, главное, потом извиниться, и всё тебе сойдет с рук.
Об этом явлении я уже писала ранее:
Количество извинений у Лариосика зашкаливает, и человек с адекватным уровнем конструктивной критичности не сможет не заметить, что с "формулами вежливости" здесь перебор, а потому это уже не про вежливость, а про психологическую изворотливость.
И вроде бы кажется, что этот парень умеет быть благодарным и признательным, но это не точно. В конце концов, Лариосик ведь сам произносит:
– Что мне спасибо? Из спасибо шинель не сошьешь.
То есть его многочисленные "спасибо" оправдывают всё, а чужие "спасибо" не особо ценятся.
Безответственный и безотказный
Лариосик не умеет говорить "Нет", и в каком-то смысле это даже удобно. Его легко уговорить на что угодно. У Лариосика нет личных границ (вернее, они есть, но он услужливо и охотно их прогибает под всех и каждого), он не умеет отказывать или защищать свои интересы.
Сначала это может выглядеть забавно. Вот Мышлаевский его спаивает, Лариосик особо не противится, а все остальные улыбаются. Но в конце концов, Лариосик теряет контроль над собой, напивается вусмерть, валяется где попало и в целом доставляет хлопоты. Ну, не умеешь пить – не пей, казалось бы – что проще?
Однако в психологии таких людей есть момент, который в фильме не подчеркивается, а в жизни же ощутимо дает о себе знать. Такие безотказные "лариосики" мастерски умеют сваливать с себя ответственность. Они всегда готовы переложить ее на других. В их системе координат не "он напился, потому что не смог отказать", а "его напоили и, стало быть, они и виноваты".
Когда Лариосик позволяет себе в присутствии Елены Васильевны несколько неделикатных выражений (демонстрируя, что не такой уж он и пай-мальчик, каким хочет казаться), у него тут же находится "объяснение", это он от Мышлаевского заразился (ну, понятно, Мышлаевский виноват).
Бедный родственник и прихлебатель, инфантильная жертва
Несмотря на то, что персонаж Сергея Иванова известен зрителю и окружению ка Ларион Ларионович Суржанский, имя-отчество к нему как будто вообще не приживается. Он Лариосик, вечный мальчик. Такой мальчик, о котором кто-то должен заботиться.
Сам о себе инфантильный человек не особо умеет заботиться. Да у него и цели такой нет. Его цель – найти "спасателей", которые возьмут заботу о нем на себя. Бедный и благонравный кузен из Житомира время от времени делает вид, что готов позаботиться о других. Ну как "делает вид"... С его стороны это происходит искренне, в игры играет, скорее, его подсознание, а не разум. У Лариосика уже насколько "плохая" репутация, что ему никто ничего серьезного просто не поручит. Себе же потом дороже выйдет, если придется этого непутевого малого лечить, отпаивать, выхаживать, спасать из неприятностей.
Лариосик бутылку водки удержать в руках не может, он пить не умеет, он способен испортить даже карточную игру, да о каких делах и поручениях тут может идти речь? Нет, пусть остается на подхвате. И в глубине души Лариосика это вполне устраивает.
Манипулятор и истеричный абьюзер
Большую часть времени Лариосик – инфантильный и адаптивный, а это – идеальная почва для психологической жертвы. Однако человек не может постоянно пребывать в одной и той же роли, время от времени он будет переключаться и играть во что-то иное.
Пьяный Ларион способен на манипулятивные "угрозы":
– Посмотрим, что вам скажет моя мама, когда я умру.
В эпизоде, где Лариосик внезапно обрушивает на Елену информацию о своих чувствах, мы можем наблюдать за совершенно небезобидной стороной его личности.
Лариосик откровенно манипулирует, давит на жалость, угрожает, психует. Он демонстративно уходит из дома, всем своим видом показывая, что за ним нужно бежать, его нужно спасать. Но Елена не "спаситель" в деструктивном смысле слова. Да, она великодушна, но она не ведется на подобный цирк.
Надо понимать, что "вчерашняя жертва, сегодняшний абьюзер-манипулятор" подсознательно обычно рассчитывает на то, что за ним побегут, остановят, удержат. Если же этого не происходит (и если по счастливой случайности человек реально не попадает в неприятности), то горемыка, нагулявшись, возвращается. Просто уйти у него кишка тонка.
После возвращения бунтарь снова становится удобным, послушным, тихим и вежливым. Ну, не получилось удовлетворить какой-то свой каприз, не получилось привлечь максимум внимания к своей персоне, бывает. Не рисковать же из-за этого своим удобным положением в целом? Хотя сама по себе выходка с эмоциональным шантажом – довольно мерзенькая. Собственно, она и показывает истинную личину Лариосика, когда он не прикрывается своими бесконечными извинениями.
Человек, способный на такую гнусную и мелкую манипуляцию, вряд ли может быть хорошим другом. Но он хорошо маскируется, он отличный хамелеон. Так что если такой "лариосик" заводится в близком окружении, от него не так-то просто отделаться.
"Вот отсюда я бы никуда не ушел. Так бы и сидел весь век", – как-то вскользь замечает молодой человек, и понимаешь, Лариосик – это действительно надолго.
Зачем же нужен Лариосик?
Пытаясь как-то устроиться в этой жизни, Лариосик даже предлагает Елене выйти за него замуж. Как всегда – искренне и романтично. Что может Лариосик предложить женщине? По идее, он, как мужчина, мог бы предложить поддержку, в самом широком смысле слова. Однако Лариосик знает цену своей поддержки:
– Правда, я поддержка довольно парши... Слабая! Зато я вас буду любишь!
Многого Лариосик дать не может. Но на что-то он всё же способен (кроме как быть на подхвате). Он действительно может дать участие, сочувствие, эмоции, обожание. Он может скрасить одиночество, составить компанию, развлечь беседой и стихами. Наконец, для "спасателя" он может стать привлекательным предметом заботы, а для "агрессора" – мальчиком для битья, тем самым обеспечивая психологические развлечения.
Ну, тоже так-то не плохо, особенно, если во всём этом есть внутренняя потребность. А она у многих есть, так что лариосики были и будут весьма востребованы.
Как персонаж фильма Лариосик мне приятен – он забавный, но вот в жизни очаровательность таких "токсиков" меня не привлекает.