Найти тему
Журнал «Фотон»

США обеспокоены развитием Китая — Пекину придётся свёртывать собственные мощности в угоду Дяде Сэму?

Глобальный характер современной экономики заставляет крупные державы думать не только о собственных национальных интересах, но и о всемировых политэкономических процессах. Взаимозависимость этих двух категорий дошла до такой степени, когда зачастую конкретные региональные элиты исходят из глобальных интересов в ущерб интересам подчинённой им территории, так как в конечном счёте это оказывается более выгодным с точки зрения капитализма путём. Этим в сущности и характеризуется ультраимпериализм — система, установленная буржуазными транснациональными элитами в конце 20 века.

Этим же фактором обусловлены постоянные ограничения, которые одни страны накладывают на другие в рамках мировой торговли. Каждая единица товара учитывается, глобальный рынок решает, что ему нужно, что ему не нужно, а что ему опасно. Бенефициары рынка в свою очередь используют подконтрольные им инструменты, типа госаппарата США, для того чтобы лоббировать те или иные решения в интересах собственных мировых монополий. Так, заместитель госсекретаря США по международным делам Джей Шамбо заявил:

«Мы все больше обеспокоены тем, что сохраняющиеся макроэкономические дисбалансы Китая и нерыночная политика представляют значительный риск для бизнеса в Соединенных Штатах и остальном мире.
Мы по-прежнему полностью поддерживаем торговлю. Но избыточные мощности - это нечто иное: это не просто производство, превышающее внутренний спрос, это производственные мощности, не привязанные к мировому спросу.
Например, с 2008 по 2013 год рост производства солнечных панелей в Китае способствовал 80% снижению мировых цен и привел к банкротствам и закрытию фирм в Соединенных Штатах и Европе, в то время как производство солнечной энергии в Китае продолжало расти благодаря займам на сумму 18 миллиардов долларов.
В сталелитейном секторе с 2000 по 2015 год Китай увеличил мощности по выплавке стали более чем на восемьсот миллионов тонн, и объем китайского производства превзошел общий объем, произведенный остальным миром.
Когда потребление в Китае остановилось, а производство - нет, это снизило цены до рекордно низкого уровня, снизило уровень загрузки иностранных производителей стали и привело к потере почти 100 000 рабочих мест только в США.
Китай не может полагаться на глобальный рост, как это было с 1990 по 2010 год; сегодня это просто слишком большая экономика. Доля Китая в мировом производстве уже составляет 30%».

Странно, что высокопоставленные чиновники в США начали замечать эту проблему только недавно. В действительности это именно то противоречие, которое ведёт ультраимпериализм к распаду. Национальные экономики, встроенные в глобальною экономику, потеряли собственную независимость, стали зависимы от глобального рынка, чем пользовались ТНК. Но социалистический Китай так сильно нарастил промышленные обороты, что получил возможность перехватить управление глобальным рынком. Все россказни про «постиндустриальную экономику» можно оставить экономическим идеалистам — промышленность всё ещё является основой экономики, её фундаментом, всё остальное лишь надстройка. Именно промышленный капитал есть сердцевина капитализма, именно при обороте промышленного капитала изымается прибавочная стоимость, которая впоследствии лишь перераспределяется в другие участки экономики. Соответственно, как бы сильно не был раздут спекулятивный сектор, например сектор услуг, он вторичен по отношению к производству и не может быть основой экономики, как это себе представляют постиндустриалисты.

Таким образом корректно говорить о том, что китайская экономика стала контролировать значительную часть глобальных процессов. Это неизбежно должно привести к тому, что национальные экономики других стран будут обосабливаться и ощетиниваться, строить протекционистские барьеры и развивать собственное производство. В противном случае Китай экономически подточит ультраимпериализм, а за ним и капитализм как таковой. На это мировая буржуазия пойти не может, поэтому она будет плодить конфликты по всему миру, если не сможет приструнить Китай. В конечном счёте у бенефициаров ультраимпериализма не так много вариантов. Либо самостоятельно демонтировать систему ради того, чтобы получить лучшее положение в новом мире, либо привести мир к глобальному конфликту, где победителей не будет. Именно эти две политические линии сейчас борются в США и Европе, и линия демонтажа постепенно набирает обороты.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения - https://tukaton.ru

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429