В Туле мы обитали рядом со всеми основными достопримечательностями.
Часто ходили по улице Металлистов. Раньше она называлась Пятницкой по расположенной здесь церкви Параскевы Пятницы. В 1924 улица поменяла имя на Металлистов поскольку в доме номер 5 размещался Союз металлистов.
Это пешеходная улица, вечером через небольшое расстояние друг от друга музыканты играли концерты, мы их слушали и проходили мимо.
Нашли Пятницкую на макете в Кремлёвском саду.
На Пятницкой селились богатые и успешные люди. Дома их соответствовали статусу.
Например, этим особняком в стиле позднего классицизма владели Белолипецкие. Первый этаж был занят пряничным цехом потому что здесь жил основатель фабрики "Тульский пряник" Михаил Григорьевич Белолипецкий. Сейчас здесь филиал Государственного исторического музея.
Возле музея, куда направились мы, сидел тулячок, мал да удал.
А мы вошли в музей декоративно-прикладного и народного искусства. Начали осмотр с филимоновских игрушек.
Мне филимоновская игрушка своей жизнерадостностью нравилась давно, поэтому подробно расскажу о ней. В Туле её можно было встретить довольно часто.
Промысел зародился в деревне Филимоново Тульской области. Несколько веков назад беглый каторжник Филимон, мастер гончарных дел, первый обнаружил залежи глины и с тех пор люди стали изготавливать из нее гончарную продукцию.
Земли в этих местах были не особо плодородные, а глина синего цвета "синика" была пластичной. Мужчины производили посуду, кирпичи, печные трубы. Из остатков материала лепили игрушки свистульки.
Свист имел магическое значение, считалось, что он отпугивает нечистые силы. Сначала свистульки отдавали детям, а потом стали продавать на ярмарках. Свистульками занимались исключительно женщины.
С 7 лет девочке во время обучения передавали секреты росписи и обжига, а деньги, полученные от продажи работ, откладывали в приданое мастерице. Пропорции свистулек были вытянутыми, удлиненными потому что при сушке фигурки оседали и мастерам приходилось разглаживать поверхность, вытягивая изделие. В росписи филимоновской игрушки использовались всего три цвета: жёлтый олицетворял воздух и солнце, красный — тепло и красоту, а зелёный — весну и жизнь.
Из Тулы я вернулась со своей филимоновской игрушкой.
В музее несколько залов, сотрудники приветливые. Обратила внимание на доминирование красного цвета в оформлении музея.
Внимательно знакомились с экспонатами.
Замужние женщины обязательно надевали панёву в клетку поверх рубахи. В Тульской области в зависимости от уезда цвет понёв был разным.
Весьма впечатлило искусное Белёвское кружево, тонкая работа!
В 17 веке монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря стали плести кружева. Во второй половине 18 века во многих помещичьих усадьбах стали появляться мастерские, где 7-8 летних крепостных девочек обучали искусству кружевоплетения. В Белёве плетением кружев занималось почти всё женское население, этот промысел носил семейный характер.
Кружевницы работали у себя дома, плели на подушке - коротком валике, туго набитом ржаной соломой или опилками. Для каждой вещи нужен свой ско́лок - бумажный рисунок с контуром узора. В определенные точки сколка мастерица вкалывает булавки с маленькими головками, которые удерживают нити и направляют движение узора. Эту информацию я почерпнула из описания в витрине с кружевом.
Когда покинули музей и фланировали по Металлистов, обратили внимание, как пекут пирожки прямо в печке. Необычно!
На этой же улице зашли в магазин Первого купажного завода, купила бутылочку тульской сувенирной настойки на травах. До сих пор любопытство не удовлетворено, что это за настойка, пока не дегустрировали.
Очень советую трапезную Расстегай на Ленина 12. Чудное место! Мы там восполняли потраченные калории неоднократно и каждый раз покидали заведение счастливыми. Там так вкусно! Правда по причине высокой популярности была серьезная проблема с наличием свободного столика. Нам-то несказанно везло, мы приходили и единственный свободный столик занимали, а после нас заходили люди и им отказывали.
В Расстегае отведали знаменитый Анковский пирог.
Николай Анке был семейным врачом Берсов, Анке увлёкся кулинарией, поделился рецептом десерта с матерью Софьи Андреевны Толстой, а потом анковский пирог подавали в семье писателя.
Перекусив, прошагали немножко и на нашем пути возник музей Тульские самовары. Заглянули на огонёк.
В 1788 году оружейники Иван и Назар Лисицины открыли первую самоварную фабрику в России.
К началу 20 века Тула стала центром самоварного производства.
Самые крупные фабрики принадлежали Баташёвым, Шемариным, Тейле, Воронцовым, Капырзиным.
В зависимости от формы корпуса самовар получал название.
Основными формами были банка, яйцо, дуля, ваза, шар и рюмка. Корпус мог быть гладким или украшенным чеканкой.
Было приятно встретить на выставке жаровый самовар Тульское чаепитие, мы видели его в Октябрьском сквере.
Музей неплохой, но хотелось бы более существенного информационного сопровождения экспонатов.
День был прожит не зря и мы пошли набираться сил в свой тульский приют — гостиницу Азимут, где комфортно отдохнули и на следующий день продолжили знакомство с городом, об этом я напишу позже.
Предыдущая статья про Тулу здесь