Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Школьникам рассказали о БАМе, но умолчали о роли заключенных в строительстве магистрали

Оглавление

В российских школах и колледжах провели «Разговоры о важном», посвященные железной дороге и, в частности, строительству Байкало-Амурской магистрали. Школьники узнали много нового о БАМе, Транссибе и ВСМ, но кое-что от них утаили.

Упор на дружбу и коллективизм

Уроки под названием «Дорогами России» прошли 16 сентября как в начальной, так и в средней школе, а также в колледжах. Всего было охвачено около 20 млн слушателей учебных заведений.

Младшим школьникам рассказали о том, как важна железная дорога в жизни страны, а также о правилах поведения на ней, показали видео и мультфильмы, сообщает «Телеграмма РЖД».

В средней и старшей школе главной темой урока стали БАМ, Транссиб и ВСМ Москва – Петербург. «Сегодняшним школьникам и студентам, в том числе обучающимся по целевому направлению от ОАО «РЖД», предстоит реализовывать эти проекты», – пишет газета «Гудок».

Ребятам также говорили о перспективах развития железнодорожного транспорта и о возможности начать работу в РЖД.

-2

Отдельно рассказали о героическом строительстве Байкало-Амурской магистрали, 50-летие которой масштабно отметили в этом году. Акцент сделали на патриотизме и коллективизме.

Министерство просвещения в методичке рекомендовало учителям «обратить внимание школьников на то, что у целого поколения россиян БАМ – это символ дружбы, взаимопомощи, коллективизма, любви к своей стране, желания сделать то, что будет служить многим будущим поколениям».

«У каждого в жизни должен быть свой БАМ»

В видеоролике, подготовленном Минпросветом для урока, ветераны БАМ рассказывают о том, в каких суровых условиях шло строительство Байкало-Амурской магистрали, как единство и взаимовыручка помогали бамовцам преодолевать трудности.

В рассказе затронут и политический аспект: по словам спикеров, Запад, вводя санкции, не учел, что у России есть БАМ.

«Когда нас окружили со всех сторон, тут нас выручил БАМ – это прямой путь к океану, это вся таблица элементов Менделеева… То есть за БАМом – будущее развитие нашей страны», — говорит на видео Юрий Вербицкий, ветеран БАМ, почетный транспортный строитель.

-3

Высказывания ветеранов БАМ весьма патриотичны: «Мы приросли к БАМу, к Байкалу, к природе. Да тут Швейцария рядом не стояла. И другого края мне не нужно», – говорит тоннелестроитель Александр Шалвайтис, ветеран БАМ, который уже 48 лет живет с семьей на БАМе.

В заключительной части ролика Юрий Вербицкий призывает относиться к любому делу так, как это делали строители БАМ – с полной самоотдачей:

«В жизни у каждого человека должен быть свой БАМ, где бы ты ни работал. Для этого не обязательно ехать куда-то далеко, в тайгу, на Северный или Южный полюс. Где бы ты ни работал – на заводе, фабрике или институте – ты должен отдать себя тому делу, за которое ты взялся».

Недоговорили

Однако история «стройки века» в версии Министерства просвещения РФ оказалась отцензурированной: в сценарии урока нет упоминаний о заключенных, которые составляли значительную часть строителей магистрали.

Школьники и учащиеся колледжей так и не узнали, что для возведения БАМ активно использовался труд заключенных и солдат-срочников. Причина была проста: с самого начала строительства БАМа (1932 год) рабочих рук не хватало. Многих не устраивала зарплата, суровые условия труда и быта в малонаселенном крае. По свидетельству историка Татьяны Нохриной, из официально установленного количества вольнонаемных работников в 25 тыс. человек удалось привлечь только одну десятую часть.

-4

Тогда и было решено активно привлекать заключенных. Так был создан БАМлаг (1932 – 1938) –  крупнейший по численности заключенных лагерь за всю историю СССР, говорится на «Карте советских лагерей».

С 1938 по 1941 год строительством БАМа занимался Амурский железнодорожный ИТЛ (Амурлаг). «Все дальневосточное строительство [БАМа] — это прежде всего зэки. И это закончилось, когда закончился ГУЛАГ», – говорит член совета центра «Мемориал» Александр Черкасов, чьи слова приводит телеграм-канал «Агентство. Новости».

С ликвидацией системы ГУЛАГа использование подневольного труда для строительства магистрали не прекратилось, рассказал Черкасов: в 1970-е годы для постройки участка дороги на восток от Тынды привлекали солдат-срочников.

Тему использования подневольного труда при строительстве БАМ старательно обошли не только в «Разговорах о важном». Во время торжественных мероприятий в честь 50-летия магистрали, а также при открытии памятника участникам стройки в Тынде в июле этого года о безымянных строителях магистрали не было сказано ни слова.

Наталья АЛЯКРИНСКАЯ