Обзор немецких медиа
🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Шпионаж: неприкасаемые» рассказывает, что не имея сигналов слежения и маскируясь под исследовательские суда, российский секретный флот курсирует по Балтийскому морю. Его цель - шпионить за западной инфраструктурой. Уровень упоротости: высокий 🔴
Международное расследование, проведённое SZ, NDR и WDR, раскрывает масштабы опасной кремлёвской стратегии, её конкретные последствия и беспомощность немецких властей на море.
Судно, пересекшее Финский залив вскоре после часа ночи 8 октября 2023 года, вело себя крайне странно. Контейнеровоз Newnew Polar Bear, зарегистрированный в Гонконге, - чеёрный корпус, белая рубка, длина почти 170 метров - официально отплыл из Санкт-Петербурга в июле и направлялся через Северо-Восточный проход через Северный Ледовитый океан в Шанхай (Китай). Это плавание, длившееся несколько месяцев, было, по всей видимости, испытанием будущего регулярного сообщения между западной частью России и Китаем через Северный Ледовитый океан, что значительно сократило бы классический маршрут через Суэцкий канал. Сейчас, в ту октябрьскую ночь, Newnew Polar Bear находился в Балтийском море, возвращаясь в Санкт-Петербург.
Однако, возможно, судно выполняло вторую, секретную миссию. По крайней мере, так предполагает международное расследование «Русские корабли-шпионы», в котором приняли участие немецкие издания Süddeutsche Zeitung, NDR и WDR. В течение нескольких месяцев команда собирала факты о предполагаемом российском шпионаже и диверсиях на море и анализировала рейсы предполагаемых исследовательских судов, которые якобы собирают секретные данные с военной миссией - и вряд ли Запад может помешать им в этом. «Мы фиксируем рост российских провокаций на море и в воздухе, которые в первую очередь служат для того, чтобы показать, как и какими средствами реагирует Запад - и как быстро», - говорит сотрудник одной из западных разведывательных служб.
Балтийское море превратилось в зону боевых действий самое позднее с начала российского вторжения на Украину - даже если не раздаётся ни одного выстрела и ни одна торпеда не ищет свою цель под водой. Нигде НАТО и Россия не встречаются так близко, нигде гражданские торговые пути, военные сферы влияния и стратегические маршруты поставок не пересекаются так тесно, как в Балтийском море. Это идеальная зона для гибридной войны, в которой Россия заинтересована в том, чтобы изучать слабые места Запада, проверять красные линии, беспокоить и провоцировать.
Балтийское море стало геополитической горячей точкой; по густой сети труб и кабелей в его глубинах течет газ, данные и электричество, а морские ветряные электростанции призваны обеспечить энергетику будущего. Они являются главными артериями чувствительных поставок и, следовательно, потенциальными мишенями в невидимой битве систем: здесь - демократический Запад, там - автократический Восток, Россия, а также её партнер Китай [сейчас сблевну от пафоса 🤮 — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Не это ли имел в виду Newnew Polar Bear, когда в прошлом году проходил через Финский залив? Из Калининграда Newnew Polar Bear направляется в Санкт-Петербург. Его маршрут также проходит через трубопровод Balticconnector между Эстонией и Финляндией, по которому с конца 2019 года природный газ поступает в обоих направлениях по мере необходимости.
Ровно в 1.21 грузовое судно, шедшее со скоростью одиннадцать узлов, резко снизило скорость, но через несколько минут вновь разогналось до 11,6 узла. Во время этого необычного манёвра Newnew Polar Bear оказался прямо над трубопроводом. После этого газ перестал поступать.
В два часа дня, менее чем через час после необычного морского манёвра, специалисты компании-оператора Gasgrid Finland заметили падение давления в газопроводе с 34,5 бар до 12, а затем всего до 6 бар. Уже на следующее утро в эстонских СМИ появились первые сообщения о том, что трубопровод перестал функционировать из-за утечки. Эстонские и финские специалисты начали выяснять причину - и обнаружили, что в одном месте бетонная оболочка трубопровода лопнула, а сама труба разорвалась. Ремонтные работы заняли шесть месяцев, и расследование продолжается до сих пор.
Финские власти обвинили экипаж судна Newnew Polar Bear в разрушении трубопровода своим якорем, на что указывают борозды на морском дне по обе стороны от трубопровода и найденный оторванный якорь. Подозрительное судно уже давно вернулось в гавань Санкт-Петербурга. Без якоря.
Только в августе прошлого года Китай признал, что «Новый белый медведь» действительно виновен в повреждении Балтийского коннектора, но это был несчастный случай, вызванный сильным штормом. Эстонское агентство по охране окружающей среды действительно зафиксировало сильный шторм в тот период и предупредило, что порывы ветра могут повлиять на движение паромов. Однако даже во время сильного шторма якоря на судах такого размера обычно не срываются сами по себе [ну, должен был однажды якорь сорваться сам по себе необычно 😀 — прим. «М.П.»].
Предыдущий владелец Newnew Polar Bear говорит, что подобное не могло произойти с якорем, закреплённым вручную, как на этом судне: для этого нужно было бы подойти к корме судна с одним, а лучше двумя членами экипажа, отсоединить страховочный трос от якорной цепи, снять предохранительный тормозной блок, затем откинуть рычаг размером с рулевое колесо грузовика и нажать на курок, чтобы отпустить якорь. Штефан Крюгер, профессор кораблестроения в Техническом университете Гамбурга, также считает «совершенно невозможным» с чисто технической точки зрения случайное и незаметное сбрасывание якоря.
Что является взрывоопасным, так это то, что, согласно анализу данных, проведенному SZ, NDR, WDR и партнёрами, российское научно-исследовательское судно «Сибиряков» в течение нескольких недель до повреждения балтийского коннектора часто курсировало в районе, где впоследствии произошла авария. Готовилось ли оно к миссии нового судна Newnew Polar Bear, которое впоследствии «потеряло» свой якорь именно в этом месте? Или это была диверсия под видом российско-китайской торговой миссии?
НАТО было встревожено. За полгода до инцидента в Балтийском море Финляндия была принята в западный оборонительный альянс под соответствующие угрожающие жесты со стороны соседней России. Газопровод также должен был сделать Финляндию и Эстонию менее зависимыми от российского газа. «Если это окажется атакой на критически важную натовскую инфраструктуру, НАТО ответит объединенными силами и решимостью», - заявил генеральный секретарь Нато Йенс Столтенберг вскоре после инцидента. Власти Финляндии считают, что такая диверсионная атака возможна. А министр обороны Эстонии Ханно Певкур сказал в интервью исследовательской группе: «Трудно поверить, что это был просто несчастный случай» [по вопросам веры — пожалуйста, в церковь — прим. «М.П.»].
По мнению Матье Булега, эксперта по вопросам безопасности из различных аналитических центров, таких как Центр анализа европейской политики (CEPA), и политика от ХДС Кристофа де Вриса, который входит в парламентский комитет по надзору Бундестага и следит за работой немецких спецслужб, есть все основания полагать, что это была совместная операция России и Китая. Ни Министерство иностранных дел Китая, ни судоходная компания Newnew Polar Bear не прокомментировали инцидент с Balticconnector. Российский МИД также оставил вопросы без ответа.
Гибридная война России на уровне моря и под ним всё больше беспокоит экспертов, спецслужбы и политиков. «Мы должны понимать, что война на Украине была не первой, которая показала, что Россия хочет и может использовать насилие против собственности и инфраструктуры, шпионить, готовить диверсии и применять насилие против людей», - говорит Бруно Каль, президент Федеральной разведывательной службы Германии (BND). «Мы считаем, что угроза очень реальна. Это не то, с чем мы столкнёмся через десять или двадцать лет». Джеймс Аппатурай, заместитель генерального секретаря НАТО по инновациям, гибридным и кибертехнологиям, в интервью исследовательской группе пошел еще дальше: «Они наносят на карту всю нашу критическую инфраструктуру с помощью самого современного оборудования с целью её подрыва». По его словам, за последние шесть месяцев эти угрозы даже возросли.
И поэтому нервозность растёт повсеместно. По словам Морица Брейка, старшего научного сотрудника по морской безопасности и стратегии Боннского университета и офицера запаса военно-морского флота, информация о важнейших объектах инфраструктуры теперь охраняется как секрет: «Мы начали прекращать публикацию некоторых конфиденциальных данных, например, о силовых кабелях и трубопроводах», - говорит он. «Раньше всё было на общедоступной морской карте».
Беспокойство политиков, деловых кругов, военных и спецслужб теперь подкреплено результатами почти годичного расследования. Помимо восстановления конкретных случаев, оно также показывает, насколько неподготовленной и беспомощной является Германия перед лицом возможных шпионских и диверсионных атак в российском стиле. А Россия становится всё более эффективной в таких действиях.
Кремль, очевидно, находится в процессе создания военного подразделения, которое развернёт целую армаду кораблей, подводных лодок и морских беспилотников - с целью шпионажа и провокации Запада. Это повысит вероятность того, что Россия сможет проводить диверсионные операции на критически важных объектах подводной инфраструктуры, заявили несколько американских чиновников телеканалу CNN в начале сентября. Это подразделение называется «Главное управление глубоководных исследований» и известно под русской аббревиатурой «Гуги». В него также входят несколько научно-исследовательских судов, которые официально работают на гражданские государственные организации и институты в России. Поэтому они считаются государственными судами и пользуются иммунитетом, поэтому, например, немецкие власти не имеют права подниматься на борт даже в территориальных водах Германии или даже буксировать их в гавань. Эта неприкосновенность сопоставима со статусом консульств на суше.
Россия, предположительно, использует такую защиту в других целях. «Эти корабли явно используют инструменты, которые мы бы отнесли скорее к шпионажу», - говорит эксперт по безопасности Мориц Брейк. Судя по всему, они сканируют морское дно в Балтийском море в районе критически важных объектов инфраструктуры Запада и, предположительно, передают информацию российским военным. Иногда, как показывают июньские кадры с беспилотников или фотографии, сделанные в октябре 2023 года, на их борту находятся вооружённые солдаты в камуфляже, а иногда они используются для доставки оружия.
Когда академические исследовательские суда выполняют военную миссию, на них обычно отключена система автоматической идентификации (AIS), которая позволяет в любой момент определить их текущее местоположение по радио. Без этой системы исследовательские суда превращаются в корабли-призраки, что противоречит международным конвенциям. Это связано с тем, что GPS-ретрансляторы позволяют судам по всему миру идентифицировать друг друга и таким образом избегать столкновений.
Однако международная исследовательская группа нашла другой способ отслеживать рейсы российского флота-призрака: каждые шесть часов корабли отправляют сообщения о погоде с помощью азбуки Морзе, в которых также содержатся их текущие координаты. Согласно анализу более 1000 таких кодов, по меньшей мере пять российских исследовательских судов практически незамеченными курсируют в Северном и Балтийском морях с момента начала российского вторжения на Украину в конце февраля 2022 года.
Борис, бывший моряк с военной короткой стрижкой, однажды сам записался на один из этих кораблей-призраков: «Сибиряков» длиной 80 метров и шириной 20 метров, выкрашенный в белый цвет с зелёной палубой, официально описывается Российским государственным гидрометеорологическим университетом (РГГМУ) как научно-исследовательское и геодезическое судно. Однако западные эксперты и спецслужбы считают его шпионским судном.
Данные показывают, что с июня по сентябрь 2023 года «Сибиряков» не менее семи раз проходил по газопроводу Balticconnector. Например, 2 июня он двигался к газопроводу на низкой скорости. Согласно данным Морзе, «Сибиряков» даже находился подозрительно близко к трубопроводу в течение нескольких часов - до 3 июня. Готовился ли он к предполагаемой впоследствии диверсии со стороны Newnew Polar Bear?
Холодным, сырым июльским днем Борис сидит в плохо освещённом конференц-зале где-то в Англии. Жалюзи опущены, чтобы ему было удобнее. Невысокий коренастый мужчина объясняет, что бежал в Англию, потому что отказался участвовать в войне Путина против Украины. На родине ему угрожали шестью годами тюрьмы как дезертиру, и он говорит, что его семья и друзья не выдержали. Он всё ещё хочет защитить их, поэтому просит не называть его настоящего имени. «До 2022 года никто и представить себе не мог, что скоро начнётся война», - говорит Борис. Многое из того, чему, по его словам, он был свидетелем во время пребывания на борту «Сибирякова», обретает смысл только сегодня, после нападения на Украину.
Внешне «Сибиряков», спущенный на воду в 1990 году, представляет собой печальное зрелище. Внешняя краска корабля облупилась, оборудование безопасности не отвечает требованиям, а двигатель старого судна уже не способен набирать полную скорость. Но техника наблюдения на борту, говорит Борис, включая мощный военный радар, находится на самом современном уровне. В корпусе «Сибирякова» установлено сонарное оборудование для создания карт морского дна, которые используются всем российским флотом: «Это просто безумие, что эти приборы могут сканировать: старые корабли, подводные кабели, трубопроводы. Всё это фиксируется в мельчайших деталях».
Анализ данных Морзе и АИС, проведенный международной исследовательской группой, позволил выявить 428 рейсов 72 российских научно-исследовательских судов в Северном и Балтийском морях с февраля 2022 года.
Проанализированные данные показывают местоположение нескольких российских исследовательских судов с февраля 2022 года. По меньшей мере 30 раз они двигались со скоростью менее 5 узлов в исключительных экономических зонах (ИЭЗ) Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Норвегии, Великобритании и Нидерландов. Каждая из этих стран обладает исключительными правами на природные ресурсы или рыболовство.
Корабли также неоднократно заходили в территориальные воды отдельных стран. Выдаваемый ими сигнал AIS и медленные манёвры часто интерпретируются экспертами как потенциальный признак шпионских рейсов.
В НАТО полагают, что русские также систематически наносят на карту морское дно Балтийского моря, чтобы в случае необходимости иметь возможность ориентироваться с помощью своих подводных беспилотников независимо от GPS. Это связано с тем, что новая игровая площадка гибридной войны находится под водой, говорят военные эксперты. Именно здесь российский флот превосходит НАТО, потому что он десятилетиями вкладывал огромные средства в подводные лодки.
Корабли-призраки идеально вписываются в новую морскую доктрину России, о которой президент Владимир Путин объявил в конце июля 2022 года. В ней говорится, что отныне Россия будет всё больше полагаться на гражданские суда для поддержки вооружённых сил в возможных военных миссиях. «Исследовательские суда намеренно заметны и используются как элемент угрожающего фона», - говорит Мориц Брейк. А Мари-Агнес Штрак-Циммерманн, эксперт по обороне из СвДП, считает: «Дело не только в ударе как таковом, но и в ощущении беспомощности, с которой он наносится». Затем «мы очень спокойно смотрим на ситуацию: где может пострадать наша инфраструктура?».
Борису, бывшему российскому моряку, кажется очевидным, что «Сибиряков» также участвует в разведывательной работе в гибридной войне против западных держав. По его словам, даже когда он работал там задолго до войны, треть членов экипажа имела военное образование. Уже тогда «все нерусские корабли мы обозначали как вражеские». На «Сибирякове» были помещения, в которые Борису не разрешалось заходить и о которых ходили разные слухи: в одном были шпионские буи, в другом - оружие.
Борис вспоминает, что на мостике отключили систему локализации AIS. Кроме того, судно затем прошло через зону «зигзагообразно», «я сам это испытал». Судно «Евгений Горигледжан», считающееся жемчужиной в короне российского морского наземного шпионажа, также освоило зигзагообразный курс над критически важными объектами инфраструктуры. Корабль длиной около 81 метра подчиняется Главному управлению глубоководных исследований России «Гуги» и был специально переоборудован для Министерства обороны РФ; на фотографиях 2023 года на его борту можно увидеть вооружённых моряков.
Это классический камуфляж, позволяющий избежать немедленного раскрытия военного интереса, - стратегия, которую аналогичным образом используют и другие страны. Оборудование на борту не исключает подлинной научной работы - гидролокаторы, подводные дроны и другое специализированное оборудование, безусловно, могут использоваться для законных исследований. Однако эти же технологии являются идеальным инструментом для военной разведки и даже диверсий. Это так называемое «двойное применение», когда оборудование может использоваться как в гражданских, так и в военных целях, а сами технологии часто происходят из стран, против которых они впоследствии используются.
В октябре прошлого года судно «Евгений Горигледжан» направляется к балтийскому побережью Германии. Сначала она направилась к оффшорной ветряной электростанции к северу от Рюгена, где её заметил корабль федеральной полиции. В принципе, вокруг таких морских объектов существует зона безопасности в 500 метров, в которую таким судам, как «Горигледжан», заходить запрещено. Охранные круги подтвердили SZ, NDR и WDR, что федеральная полиция связалась по радио с судном «Евгений Горигледжан» в море, после чего оно покинуло ветряную электростанцию через 20 минут.
Сейчас «Горигледжан» движется на запад, в воды вокруг острова Фехмарн.
Там оно остаётся неподвижным в исключительной экономической зоне Дании более восьми часов или делает заметные зигзагообразные петли. Судно, по-видимому, остаётся незамеченным в течение нескольких часов.
Положение корабля - прямо в районе погружения подводных лодок НАТО - взрывоопасно. Движения кажутся подозрительными, как будто экипаж что-то ищет или отслеживает. По мнению спецслужб, цель могла заключаться в сборе акустической информации о подводных лодках НАТО. Только утром судно федеральной полиции «Нойштадт» медленно приближается к позиции «Евгений Горигледжан» и некоторое время наблюдает за ним.
Ранним вечером немецкое военно-морское судно берет курс на подозрительный корабль, ненадолго обходит его - и снова удаляется. Спустя несколько часов исчезает и «Евгений Горигледжан». В ответ на запрос Федеральное министерство внутренних дел, которому подчиняется федеральная полиция, заявило, что второе полицейское судно наблюдало за «Евгений Горигледжан» более девяти часов в один из дней октября 2023 года, не сообщив при этом никаких подробностей. Сообщается, что экипаж судна заявил, что ждал улучшения погоды и покинул район после просьбы немецких офицеров. Эксперты говорят, что для такого корабля, предназначенного для использования в суровом Мурманском регионе, при ветре силой от двух до трех баллов это звучит как неубедительное оправдание.
На вопрос о том, почему второй корабль федеральной полиции появился так поздно, в Министерстве обороны ответили, что способность федеральной полиции реагировать зависит от «географических условий района операции и имеющихся ресурсов».
Федеральное министерство обороны не пожелало комментировать произошедшее «по оперативным соображениям». Командование вооружённых сил Дании подтвердило, что в указанное время судно «Евгений Горигледжан» находилось к югу от двух датских островов, но не захотело ничего добавлять по соображениям безопасности. Вопрос о том, почему Дания не послала свой собственный корабль, также остался без ответа.
Этот эпизод иллюстрирует, насколько медленно и по-разному европейские страны реагируют на российские корабли-шпионы, и с какими препятствиями столкнулись, в частности, немецкие власти. В принципе, Германия обладает полными суверенными правами в территориальном море - двенадцатимильной зоне у берегов Германии, но кораблям, подобным «Евгений Горигледжан», разрешено проходить через него и даже становиться на якорь, однако им не разрешается проводить изыскательские работы на местности. Только если власти замечали, что такие суда, как «Сибиряков» или «Горигледжан», совершают характерные зигзагообразные манёвры, немецкие чиновники могли их остановить. «Если они это делают, то проход перестаёт быть мирным. Тогда им можно запретить это делать», - говорит Неле Матц-Люк, профессор морского права в Кильском университете.
В этой стране ситуация осложняется тем, что за прибрежное море отвечает водная полиция пяти немецких прибрежных земель - от Нижней Саксонии на северо-западе до Мекленбурга-Передней Померании на северо-востоке. Военно-морской флот может оказать поддержку. «Всегда возникают споры о том, кто несёт ответственность», - говорит эксперт по обороне СвДП Мари-Агнес Штрак-Циммерманн. «Это явно военный вопрос, потому что у военно-морского флота больше возможностей».
Сотрудник одного из немецких органов безопасности также жалуется, что никто в Германии не чувствует себя ответственным за морскую безопасность. Существует путаница в обязанностях «военно-морского флота, береговой охраны, федеральной полиции и даже рыболовного контроля». Не хватает чего-то вроде советника по национальной безопасности в Федеральной канцелярии - и ситуационного центра по морской безопасности, подобного ситуационному центру по терроризму, куда стекалась бы и координировалась информация от всех соответствующих органов власти. Политик ХДС Кристоф де Врис даже призывает к «морскому повороту» на жаргоне канцлера - отдельному закону о безопасности на море, который бы чётко регламентировал обязанности властей. В целом эксперт по морскому праву Неле Матц-Люк резюмирует, что Германия, в частности, ещё не извлекла необходимых уроков из терактов на Nord Stream в сентябре 2022 года. Тогда взрывы, предположительно осуществлённые под руководством Украины, уничтожили три из четырёх труб, по которым российский газ поступал в Германию. Подобные атаки возможны и сегодня.
Однако немецкие власти вряд ли могут что-либо сделать за пределами двенадцатимильной границы, где, согласно анализу, российские корабли с большей вероятностью могут находиться, не включив свои системы слежения. «Что мы можем сделать там, так это наблюдать за тем, что делают эти корабли», - говорит вице-адмирал Франк Ленски. Он является командующим флотом и силами поддержки в военно-морском командовании в Ростоке и заместителем военно-морского инспектора. Однако федеральная полиция, которая отвечает за это и получает помощь от военно-морских сил Ленски, не может сделать больше, чем отследить российское судно, о котором идёт речь. С 2023 года таким образом было сопровождено в общей сложности 107 российских судов, говорится в ответе правительства Германии на письменный вопрос депутата от ХДС Родериха Кизеветтера.
Тем временем НАТО отреагировала на морские угрозы, исходящие от России. В 2023 году альянс создал координационное подразделение для защиты критической подводной инфраструктуры и специально для этого отправил бывшего генерал-лейтенанта Ханса-Вернера Вирманна в отставку. Новое подразделение объединяет и синхронизирует информацию, поступающую от спецслужб и частных операторов критической инфраструктуры. По словам Вирманна, цель состоит в том, чтобы в будущем обнаруживать «подозрительное или даже злонамеренное поведение вблизи критически важных объектов подводной инфраструктуры в режиме реального времени».
Кроме того, закон, разработанный Федеральным министерством внутренних дел, обяжет операторов критически важных объектов самостоятельно обеспечивать безопасность этой инфраструктуры. Он может вступить в силу в начале 2025 года - по мнению критиков, в любом случае слишком поздно. Однако для Штефана Тимма, управляющего директора Bundesverband Windenergie Offshore e. V., это «просто абсурд». «Мы эксплуатируем климатически безопасные электростанции, мы посылаем в море техников по обслуживанию, чтобы эти станции работали. Мы не посылаем туда солдат; очевидно, что государство несет ответственность за безопасность критической инфраструктуры, а также за безопасность сотрудников».
Военно-морские силы Германии также видят необходимость в действиях. Вице-адмирал Ленски, например, говорит: «Моё желание - это просто ясность. Чёткая ситуация с приказами, чёткое распределение компетенций и, в частности, фактор скорости».
Однако иногда даже самая быстрая оперативная группа оказывается бесполезной.
В октябре 2022 года датский паром Express 4, популярный как у местных жителей, так и у туристов, как обычно, четыре раза в день курсирует между прибрежным городом Орхус и Сьелланд Одде на острове Зеландия. Внезапно экран на капитанском мостике судна становится чёрным, система GPS отказывает, и раздаётся сигнал тревоги. «Без GPS мы рискуем подойти слишком близко к другому судну», - объясняет Ян Вийс Рулле, один из капитанов судоходной компании Molslinjen, для которой плавает Express 4. В это же время ещё один паром и четыре судна потеряли сигнал GPS, в том числе катер датских ВМС, который следил за двумя российскими кораблями.
Это не могло быть случайным совпадением. «Капитаны двух паромов знали, что российские суда находятся поблизости. Естественно, они подумали, что на них установлено какое-то глушащее устройство», - говорит представитель соответствующей судоходной компании. Позднее датские власти провели расследование инцидента, но его результаты до сих пор держатся в секрете. Однако, по данным датской ежедневной газеты Politiken, есть серьёзные подозрения, что российские корабли намеренно глушили сигнал GPS.
«Мы никогда не видели ничего подобного до октября 2022 года», - говорит Сёрен Ларсен из Технического университета Дании. «Нам придётся привыкнуть к тому, что подобные события будут происходить всё чаще».
Текст: Бен Хойбл, Маврикий Мач, Йорг Шмитт, Ральф Виганд. Сотрудничество: Мануэль Бевардер, Мари Блохер, Петра Блюм, Флориан Фладе, Антониус Кемпманн. Исследовательская группа: SZ, NDR, WDR с Pointer (Нидерланды), VRT (Бельгия), ERR (Эстония), YLE (Финляндия), NRK (Норвегия). Поддержка: BBC, Dossier Centre, Андреас Людке, Marineschepen, Marine Traffic, SVT, Vake. Цифровой дизайн: Лина Морено. Инфографика: Сеад Муджич. Цифровой сторителлинг: Томас Грёбнер Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: расследование такое расследование 😀 Я вообще не понял, чего незаконного делают российские корабли? А вот, те натовские самолёты, которые летают над Чёрным морем и собирают данные о российской системе ПВО они как, всё норм?