Найти в Дзене

Почему формируется недоверие клиента к терапевту? - советы психолога Хавы Шайдуллиной

Отсутствие доверия у клиента к терапевту формируется из-за нескольких компонентов:

А) Раннее взросление. Когда клиенту пришлось рано повзрослеть и стать для самого себя родителем. Младший возраст у психолога, кстати, тоже идет из переноса.

**Такие клиенты обычно думают так: **«Из любой «задницы» я привык вытаскивать себя сам. И из любой боли я вытаскиваю себя сам. Я уверен в том, что другой человек мне не поможет или, что еще хуже, кинет меня в последний момент. И мне, все равно, придется справляться со всем одному».

В этот момент на психолога идет перенос, что он слаб, что он недостаточно устойчив и силен. Этот вид сопротивления отличается именно тем, что клиент будет думать про чувства психолога. Он не будет плакать, потому что не хочет напрягать психолога. Не будет идти куда-то в глубину, потому что ему кажется, что психолог не справится.

«Клиент будет переживать за эмоциональное состояние психолога».

Почему клиент не доверяет в этот момент психологу? Потому что у него был опыт, что родитель, к которому он пришёл за поддержкой, не справился.

Как работать с таким сопротивлением, когда клиент думает, что терапевт с его болью не справится и ему все равно придется одному это все проживать?

А). Спросить клиента кто из его родителей не справлялся с его чувствами.

Этот вопрос помогает клиенту заметить его перенос на психолога. И что он на психолога налепил образ родителей. Даже сам вопрос «Слушай, а вот здесь какой-то образ на меня налеплен, а кто он?» уже помогает снять с психолога этот перенос.

Здесь важно говорить с клиентом о том, кто не справлялся с его чувствами, кто не мог дать ему поддержку и для кого чувства ребёнка были слишком сложные.

Психологу здесь важно выделить эту родительскую фигуру, которая не справлялась с чувствами клиента, обозначить ее и отделить от себя. Это нужно для того, чтобы клиент начал видеть в психологе - терапевта, а не своего родителя. Все это помогает клиенту начать доверять психологу, ведь его перенос снимается.

Б) Поделиться своей историей с клиентом.

Вообще, здесь есть интересный момент. Если к психологу пришел клиент, который не доверяет людям, потому что его не поддерживали, не контейнировали и бросали одного проживать свои чувства, то это всегда говорит о том, что этот психолог такой же человек с тем же самым жизненным опытом.

Потому что психолога клиент выбирает по комплементарным травмам.

У этого психолога тоже есть подобный опыт, когда ему пришлось себя вытаскивать и он был одинок в этих процессах. И для того, чтобы помочь клиенту, можно поделиться своим опытом. Сказать, к примеру: «Слушай, я тебя понимаю. У меня такая же история. Это было ужасно сложно начать доверять своему психологу на терапии, потому что я тоже привык самостоятельно вытаскивать себя из любой боли и из любого «треша».

Здесь очень уместно показать, что психолог тоже сам всегда справлялся со своей болью. Это покажет психолога, в глазах клиента, как сильного человека. Ведь у клиента есть еще и элемент нарциссизма. Внутри такой клиент думает примерно так: «Я один единственный в мире, кто проходил через «треш». Вот всем помогали, а я один карабкался. Никто с моей болью, кроме меня, не справится».

Поэтому здесь психологу важно не кидаться прекрасными фразами, наподобие «Я тебя пойму. Я тебя утешу, я всё выдержу, давай выливай на меня всю свою боль». И не давать каких-то ванильных, розовых обещаний. А дать понять клиенту, что он – психолог, трезвый, взрослый человек и знает, каково это не доверять и бояться довериться. И это понимание даст клиенту расслабление.

«А если психолог на недоверчивого клиента начнёт кидать свою Вселенскую любовь, то он посмотрит на него как на «ванильку», у которого есть розовые единорожки, из которых сыпятся волшебные фразы об абсолютном розовом приятии. И это может не сработать, и даже, наоборот, дать обратный эффект».

В)Помочь клиенту принять свое недоверие и учить его начать доверять частично.

Когда психолог позволил и легализовал недоверие клиента, тогда можно сказать: «Слушай, я тебя прекрасно понимаю, что ты не можешь тотально довериться. Абсолютно понимаю, я из такого же теста. Но а можно мы поэкспериментируем с тобой и ты только на 10% доверишься мне? Мы немножко только сейчас заглянем в эту боль и я попытаюсь побыть с тобой рядом. Я слегка только твою руку подержу, эмоционально, не физически. Позволь мне на 10% дать тебе поддержку».

Почему в этот момент нужно предлагать поддержку только на 10%, а не на все 100%? Потому что иначе он почувствует опасность.

У недоверчивого клиента, на самом деле, внутри огромный запрос на то, чтобы кому-то доверять. Но он боится, что когда он кому-либо доверится, у него сформируется зависимость от этого человека. И он станет для него суперзначимым. А суперзначимость тянет за собой еще и огромный страх потерять этого человека. Такой клиент размышляет обычно так: «Я привык жить в своем панцире и справляться со своей болью один. А мне так сильно хочется кому-то доверять, что аж хочется уйти в зависимость от этого человека. А вдруг я раскроюсь, привяжусь, а этот человек меня кинет, и мне будет так сильно больно, как в детстве». У него внутри огромный страх повторения сценария из детства.

Поэтому, в этом случае, важно учить клиента доверять частично.

Еще один пример такого предложения клиенту: «Слушай, я понимаю, что если ты полностью доверишься, то можешь сильно привязаться и тотально уйти в зависимость. А я не хочу тебя повторно травмировать. Поэтому давай учиться брать порционно? Ты же умеешь на себя опираться? Опирайся и дальше на себя полностью. Но только совсем чуть-чуть возьми мою поддержку. Сегодня 5%, а в следующей сессии, возможно, ты сможешь уже 10% моей поддержки взять. И при этом ты не потеряешь ощущение, что ты, так же, можешь опираться на самого себя. Тебе не нужно уходить в зависимость. Ты можешь стоять, как прежде, на своих ногах. И из этого твоего уверенного в себе ощущения, понемногу позволять себе брать доверие».

Это предложение клиенту очень сильно понравится, так как он уже не будет бояться тотально привязаться и быть кинутым.

И он будет учиться опыту частичного присваивания доверия рядом с психологом.

Еще больше о психологии читай на моем канале и подписывайся, чтобы не пропустить новые статьи!