Государственные закупки представляют собой важный элемент экономического роста. Они играют ключевую роль в удовлетворении государственных нужд, обеспечивая материальную базу для различных сфер деятельности.
В данной статье мы подробно рассмотрим значение государственных закупок для экономики страны, проанализируем задачи, которые решаются в процессе их проведения, а также обсудим существующие проблемы и наметим пути дальнейшего развития.
Определение госзакупок
Госзакупки: Комплексный подход к обеспечению деятельности организаций
Государственные закупки представляют собой сложный процесс, состоящий из ряда этапов:
1. Планирование потребностей организаций в материальном обеспечении.
2. Выбор наиболее подходящих поставщиков, отвечающих установленным критериям.
3. Подписание, выполнение и при необходимости изменение контрактов.
4. Анализ и контроль за ходом выполнения контрактных обязательств.
Основная цель госзакупок заключается в приобретении товаров, работ и услуг надлежащего качества по минимально возможным ценам для обеспечения деятельности организаций государственного сектора экономики.
Основные задачи:
- Поставки материальных ресурсов, работ и услуг, соответствующих установленным требованиям по цене, качеству, объемам и срокам.
- Предоставление населению Российской Федерации социально значимых услуг высокого качества.
- Эффективное расходование финансовых средств на всех уровнях бюджетной системы.
- Исключение случаев нарушения законодательства и предотвращение коррупционных проявлений.
Способы госзакупок:
Существует несколько основных способов осуществления госзакупок:
1. **Конкурентные процедуры (тендеры):**
– Аукцион, где главным критерием является минимальная цена.
– Конкурс, в котором наряду с ценой учитываются технические характеристики товара или услуги.
– Запрос котировок, где заказчик предоставляет информацию о своих требованиях к товару, а победителем становится поставщик, предложивший наименьшую цену.
– Запрос предложений, в котором заказчик осуществляет выбор среди заявок поставщиков, учитывая цену и качество.
2. **Госзакупки без конкуренции:**
– Когда заявку подает только один претендент, и контракт заключается с единственным поставщиком.
Правовая база:
Госзакупки регулируются тремя основными федеральными законами:
1. **44-ФЗ:** Этот закон регулирует закупки для материального обеспечения деятельности органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней (федерального, региональных и местных).
2. **223-ФЗ:** Этот закон распространяется на коммерческие организации, имеющие в своем активе долю государственной собственности выше 50%. К ним относятся госкомпании, госкорпорации и естественные монополии. Закупки осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате их деятельности.
3. **275-ФЗ:** Данный закон регулирует правоотношения, возникающие в ходе реализации оборонного заказа. В закупках в качестве поставщиков могут участвовать исключительно юридические лица. Товары и услуги для потребления организациями закупаются на открытых торгах, а товары, технологии и услуги для оборонного госзаказа — только на закрытых торгах.
Кроме того, применяются нормы кодексов Российской Федерации — Бюджетного, Гражданского, Административного и Уголовного. В развитие законов принимаются подзаконные акты — постановления и распоряжения Правительства России, а также региональные и муниципальные нормативные акты. В них конкретизируются положения законов, утверждаются правила и требования к госзакупкам.
Ключевые принципы:
- Доступность и равноправие.
- Открытость и прозрачность.
- Соблюдение норм права.
- Ответственность сторон.
- Конкурентная среда.
- Конфиденциальность сведений.
Значение в экономике страны
Государственные закупки являются одним из ключевых факторов национальной безопасности страны. Они играют важнейшую роль в развитии государственного сектора, который представляет собой крупнейший сегмент экономики Российской Федерации. Этот современный инструмент позволяет существенно повысить эффективность системы управления и государственного регулирования цен.
Значение госзакупок в экономике России проявляется в их положительном влиянии на все сектора, обеспечивая им стабильный спрос на продукцию. Рассмотрим некоторые из них:
* **Промышленность.** Закупки государственного и муниципального секторов способствуют увеличению объемов производства во всех отраслях промышленности: топливной, химической, нефтехимической, электроэнергетической, машиностроении, лесной, легкой, пищевой и многих других.
* **Строительная индустрия.** В этой сфере формируется значительный спрос на товары, работы и услуги, особенно в рамках строительства объектов социальной инфраструктуры, таких как школы, больницы, спортивные комплексы, учреждения культуры и стационары для инвалидов. Кроме того, госзакупки способствуют возведению объектов инфраструктуры и жилищному строительству для государственных нужд.
* **Сельское хозяйство (животноводство и растениеводство).** Востребованность продукции этих отраслей неуклонно растет благодаря госзакупкам. Она необходима для каждого учреждения бюджетной сферы, включая образование, здравоохранение и социальное обслуживание, а также для Вооруженных сил России и других организаций.
* **Потребительский рынок.** Формируя широкий спрос на разнообразные товары и услуги, госзакупки оказывают значительное влияние на темпы роста предложения промышленных товаров, продуктов питания и различных услуг, таких как бытовые, транспортные и медицинские.
* **Поддержка малого и среднего бизнеса.** Многие поправки в законы о госзакупках направлены на усиление мер поддержки представителей малого и среднего бизнеса. К примеру, были введены квоты на их участие в конкурсных процедурах, упрощен доступ к электронным площадкам и оказана помощь в повышении квалификации этих поставщиков.
* **Укрепление обороноспособности страны.** Оборонный заказ формируется исключительно через госзакупки, что регулируется отдельным федеральным законом (275-ФЗ). В рамках этого закона заключаются контракты огромной значимости, включая финансовые обязательства, что стимулирует рост многих отраслей экономики и обеспечивает потребности оборонного комплекса.
* **Занятость населения.** Стимулирование спроса и предложения оказывает значительное влияние на формирование рынка труда, решение вопросов занятости населения и снижение уровня безработицы. Это приводит не только к росту доходов населения и бюджетной системы, но и, что не менее важно, к укреплению социального общества.
* **Инновационное развитие.** Государственный сектор создает растущую потребность в инновациях. Закупки новейших товаров и технологий в промышленности и инфраструктуре, содействие развитию IT-технологий в государственном управлении, а также стимулирование научно-исследовательских разработок и инновационных проектов способствуют инновационному развитию.
В настоящее время годовой объем госзакупок составляет более 10 триллионов рублей, а с учетом закупок госкомпаний — около 25 триллионов рублей.
Проблемы
Несмотря на важную роль госзакупок в обеспечении стабильности деятельности бюджетных учреждений, в этой сфере накопилось множество проблем. Однако проводимая государством политика приносит свои плоды: она способствует повышению эффективности мер поддержки отечественных поставщиков, особенно малого и среднего бизнеса.
Тем не менее, полностью устранить негативные тенденции пока не удается. Это не только создает трудности для проведения честных процедур госзакупок, но и влияет на общую динамику развития социальной сферы, регионов и муниципалитетов, а также на экономику страны в целом.
Среди наиболее значимых проблем можно выделить следующие:
1. **Цена и качество.** В условиях, когда цена играет определяющую роль при выборе поставщиков, часто теряется потенциальное качество товаров и услуг. Бюджетные организации вынуждены довольствоваться более низким уровнем качества, что негативно сказывается на конечных результатах их деятельности.
2. **Доходы.** Поставщики, стремясь получить государственный заказ и заключить контракт на поставку своей продукции, идут на сознательное снижение цены. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению доходов и, как следствие, сокращению численности сотрудников и их заработной платы.
3. **Налоги.** Получая заниженные доходы от своей деятельности, организации-поставщики уменьшают свою налогооблагаемую базу. В результате они перечисляют в бюджетную систему меньше налогов, что приводит к ощутимым суммам. Это, с одной стороны, снижает расходы бюджетов, но с другой — влечет за собой потери бюджетных доходов.
4. **Централизация.** Укрупнение объемов госзакупок происходит за счет передачи на более высокий уровень бюджетной системы (с местного на региональный, с регионального на федеральный). В результате утрачиваются критерии, приоритеты, интересы и потребности конкретных организаций-заказчиков, а доступ «обычных» поставщиков резко ограничивается.
5. **Обеспечение.** Поставщики, получившие право на заключение договоров в результате конкурсных процедур, должны выводить из оборота часть собственных средств на обеспечение контракта или вступать в финансовые отношения с банком для получения банковской гарантии. Предоставление права заказчику не требовать обеспечение — скорее исключение из правил.
6. **Оплата поставок.** Согласно законодательству, оплата стоимости госзакупки заказчиком происходит по факту поставки товара, работ и услуг. В настоящее время это занимает 7 дней с момента исполнения обязательств по контракту. Все это время поставщик находится в режиме ожидания. К тому же, заказчики иногда не укладываются в этот срок.
7. **Профессионализм.** Сложность нормативного обеспечения госзакупок требует от участников хорошей профессиональной подготовки. Необходимо знать и уметь многое, в том числе быть продвинутым пользователем цифровых инструментов. Однако не всегда это получается. Низкий уровень квалификации как заказчиков, так и поставщиков создает много ограничений и проблем.
8. **Конкуренция.** Несмотря на принятые меры по созданию конкурентной среды на торговых площадках, остается серьезной проблема недобросовестности поставщиков. Применяя различные схемы мошенничества, им удается выдержать конкурс и стать победителем, оставляя в стороне законопослушных поставщиков.
9. **Коррупция.** Среди сотрудников организаций-заказчиков, формирующих план госзакупок и организующих конкурсные процедуры, к сожалению, остаются нечестные лица. Получая взятки и другие формы «благодарности», они содействуют всеми доступными средствами победе определенного кандидата на поставку товаров и услуг бюджетному учреждению.
Перспективы
Будущее развития системы госзакупок тесно связано с решением следующих ключевых задач:
* Дальнейшее совершенствование федерального законодательства.
* Введение строгих мер ответственности за соблюдение правил и требований, предусмотренных действующими нормативными актами.
* Кадровое обеспечение, подготовка и повышение квалификации специалистов, участвующих в госзакупках. В том числе, через развитие бесплатных курсов по этой теме.
* Принятие дополнительных мер поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса.
* Завершение процессов цифровизации, развитие единого портала и системы электронного документооборота.
* Создание механизма оперативного решения технических проблем, возникающих на официальном сайте ЕИС.
* Развитие конкурентной среды на торговых электронных площадках и борьба с проявлениями коррупции.
* Обеспечение полного перехода новых регионов к реализации законодательства РФ в сфере госзакупок.
Выводы
В экономике Российской Федерации госзакупки играют важную роль, что подтверждается растущими объемами поставок товаров и услуг и увеличением количества заключенных контрактов. В последние годы законодательство оперативно реагирует на современные вызовы и постоянно обновляется. Государственный сектор полностью обслуживается с помощью инструментов госзакупок.
Однако в системе госзакупок остается немало нерешенных проблем. Среди них — не всегда справедливые критерии определения победителей, необходимость обеспечения контракта и случаи нечестной конкуренции. Чтобы стать успешным поставщиком и получать доход от этой деятельности, необходимо постоянно повышать свои компетенции и быть бдительными в конкурентной борьбе.
В ближайшие три года приоритетами развития системы госзакупок станут:
1. Своевременное приведение законодательства в соответствие с меняющимися экономическими условиями.
2. Внедрение и развитие электронных инструментов на всех этапах госзакупок.
3. Развитие конкуренции и борьба с коррупцией.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!