Найти тему

Аудит компании: когда и зачем он нужен? Консалтинг компании

Оглавление

Многие считают, что аудит компании нужен только в ситуациях кризиса — когда убытки, падение продаж или утечка персонала становятся явными признаками. Однако, как показывает практика, даже благополучно выглядящие компании нуждаются во внешней оценке.

Руководитель компании "Устеников и Эксперты" Роман Устеников
Руководитель компании "Устеников и Эксперты" Роман Устеников

Проблема часто заключается в том, что у руководства замылен взгляд. Это не означает, что они хуже управляют, но со временем даже самый опытный директор или собственник может упустить важные сигналы, свидетельствующие о том, что компания перешла на новый этап развития и требует свежих подходов к управлению.

Питер Фердинанд Друкер (19 ноября 1909 — 11 ноября 2005) — американский учёный австрийского происхождения, экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века.
Питер Фердинанд Друкер (19 ноября 1909 — 11 ноября 2005) — американский учёный австрийского происхождения, экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века.

Здесь мне вспоминаются слова Питера Друкера, одного из самых известных теоретиков менеджмента: «То, что привело вас к успеху вчера, может быть неприменимо завтра». Именно эта идея постоянно возникает в моей практике, когда компании, которые казались устойчивыми и процветающими, на самом деле стоят на грани проблем из-за устаревших подходов.

Читайте статью до конца, внизу вас ждет бесплатный гайд о том, какие я ставлю цели, задачи проекта, когда сам провожу аудит

Когда нужно задуматься о внешнем аудите?

Есть несколько признаков, которые должны заставить руководителей задуматься о привлечении внешних экспертов:

1.Финансовые результаты недостаточны для дальнейшего развития.

2.Цели, поставленные собственником, не достигаются, даже несмотря на видимые усилия.

3.Отсутствие ясной стратегии — руководство компании не понимает, куда двигаться дальше.

4.Нарушение коммуникаций внутри команды, когда сотрудники словно «игнорируют» руководство.

5.Управленческий состав не разделяет видение собственника по развитию компании.

Каждый из этих признаков — это тревожный сигнал. В моей практике были случаи, когда компании, долгое время не замечавшие подобных сигналов, неожиданно сталкивались с серьезными проблемами, которые, казалось бы, появились на ровном месте. Но на самом деле они накапливались годами.

Психология сопротивления аудиту

Привлечение внешних экспертов — это шаг, который многим собственникам дается нелегко. Я неоднократно слышал от владельцев компаний различные опасения:

-3

1. «Я строил эту компанию сам, как кто-то другой может понять, что с ней не так?»

Это распространенное чувство среди собственников, которые эмоционально связаны со своим бизнесом. И в этом есть своя правда.

Есть такая теория Курта Левина о том, что внешние эксперты могут сыграть роль "катализатора", помогая бизнесу двигаться вперед, потому что они видят то, что замылено для внутренних игроков.

-4

2. «Не хочу, чтобы внешние люди вмешивались в работу моей команды».

Этот страх тоже обоснован.

Но как говорил Эдвард Деминг, «вы не можете управлять тем, чего не измеряете». Без стороннего взгляда не всегда можно объективно оценить работу команды. Вспоминаю один случай с российской производственной компанией, где руководитель был уверен, что его команда идеальна. Но после аудита выяснилось, что сотрудники не просто "недопонимали" задачи — у них не было единого видения целей компании. Проблемы с коммуникацией стоили компании миллионов в виде упущенных возможностей.

3. «Слишком дорого. И где гарантии?»

Это типичный вопрос любого собственника: будут ли оправданы затраты?

Здесь можно привести примеры российских компаний, таких как "Азбука Вкуса", которая, пережив внутренний кризис и проведя аудит, полностью трансформировала свою маркетинговую стратегию и вернулась на траекторию роста. Но важно помнить, что, как говорилИгорь Манн, одна из главных задач внешних экспертов — это не только находить проблемы, но и предлагать решения, которые в долгосрочной перспективе приносят огромные дивиденды.

Руководитель компании "Устеников и Эксперты" Роман Устеников
Руководитель компании "Устеников и Эксперты" Роман Устеников

Преимущества привлечения внешних экспертов

Почему аудиторы важны? Они обладают независимым взглядом, как бы банально это ни звучало. Внутренние сотрудники, даже самые опытные, со временем привыкают к определенной рутине и могут пропускать сигналы о проблемах. Эксперты же видят картину снаружи, не будучи вовлеченными в повседневные процессы, что позволяет им видеть больше.

Эксперты не просто выявляют проблемы — они предлагают решения. И здесь нельзя не вспомнить одну историю из моей практики: компания, которая производила строительные материалы, обратилась ко мне с просьбой помочь разобраться, почему рост продаж остановился, хотя все маркетинговые инструменты казались настроенными идеально. После проведенного аудита стало очевидно, что проблема была не в продажах, а в стратегии взаимодействия с подрядчиками. Благодаря предложенным изменениям удалось не только восстановить динамику, но и увеличить прибыль на 20% за два года.

Аудит на практике: пример компании N

Один из моих последних кейсов — это производственная компания N, занимающаяся выпуском кондитерских изделий. Продукт был отличного качества, но компания не развивалась. Я это сразу почувствовал, когда провел несколько встреч с руководством. Здесь снова можно вспомнить мысль о том, что управление изменениями — это не просто реакция на ситуацию, это искусство предвидения. В компании не было стратегии развития, а значит, и будущего тоже.

После аудита были выявлены следующие проблемы:

-Отсутствие четкой стратегии. Руководство не понимало, куда двигаться дальше.

-Проблемы с коммуникацией. Разрыв между подразделениями привел к тому, что каждый отдел «тянул одеяло на себя».

-Неправильное распределение обязанностей. Многие сотрудники выполняли задачи, которые не были их основной компетенцией.

Мы начали с пересмотра стратегий, поставили четкие цели и, что важно, выстроили прозрачную систему отчетности. Каждый отдел знал свои задачи и показатели. Например, проблемы с логистикой, которые раньше воспринимались как что-то неизбежное, стали прозрачны и решаемы. После этого компания смогла увеличить свою прибыль на 35% за три года.

Уоррен Эдвард Баффетт — американский предприниматель, один из крупнейших и наиболее известных в мире инвесторов
Уоррен Эдвард Баффетт — американский предприниматель, один из крупнейших и наиболее известных в мире инвесторов

Заключение

Как сказал однажды Уоррен Баффет , «цена того, что не знаешь, всегда выше, чем цена знаний». Аудит — это не просто инструмент для устранения проблем. Это способ заглянуть в будущее и понять, что нужно изменить уже сегодня, чтобы завтра компания не оказалась на грани краха. Даже если все кажется идеальным, важно помнить, что мир меняется, и бизнес должен адаптироваться, иначе он рискует оказаться позади.

Ну что ж делюсь гайдом по ссылке: https://clck.ru/3DWQVy