Найти в Дзене
Мамкины игры

Почему я в шоке от школьных учебников русского языка

(Статья чуть залежалась "в столе") Сын сейчас во 2–м классе. Задали учить правила по русскому языку. С учётом, что в прошлом году досталась "свежевыпущенная" из колледжа учительница, которая ничему детей толком не научила, им бы простые правила учить про ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧН–ЧК, как проверять написание безударных гласных и согласных на конце слова и прочие. К новой учительнице вопросов нет — она идёт по программе. Вопросы у меня к самой программе.

Сама я училась в 90–х по системе Занкова. Она считалась более сложной, чем обычная программа, в класс отбирались сильные дети методом входного тестирования. Но даже у нас такого не было.

На первом плане я (самая близкая к камере), воодушевлённо жажду знаний. Нам подарили книжку "Бэмби"
На первом плане я (самая близкая к камере), воодушевлённо жажду знаний. Нам подарили книжку "Бэмби"

Для тех, кто не в курсе, обучение по системе Занкова строится на пяти основных принципах:

  • Высокий уровень сложности. Учёба должна порождать вопросы, которые ребёнок сможет решить с помощью учителя. Считается, что чем сложнее задания, тем выше исследовательский интерес и шире кругозор учеников.
  • Быстрый темп. Леонид Владимирович Занков полагал, что повторение изученного вызывает у детей скуку, поэтому приоритет всегда отдаётся новому материалу.
  • Ориентация на самообучение. В ходе учёбы дети сталкиваются с проблемами, которые должны решать самостоятельно. Учитель может лишь направить их к правильному ответу.
  • Развитие личностных качеств. Помимо интеллектуального развития, система Занкова призвана развивать креативное мышление и силу воли.
  • Индивидуальный подход. Занков выступал против советской стандартизации личности. Его система направлена на развитие индивидуальных особенностей и способностей школьников.

Учебники системы Занкова призваны не просто научить ребёнка решать конкретные задачи, но и объяснять сам принцип обучения, поэтому каждое упражнение содержит также дополнительные вопросы. Например, «Реши задачу другим способом» или «Как изменится ответ, если...».

Ведущий принцип — от сложного к простому. Преподаватель не даёт школьникам готовую информацию, а ставит перед ними вопросы. Как правило, эти вопросы кажутся младшеклассникам неразрешимыми. Ответ ребята ищут вместе при помощи обсуждения в классе и наводящих вопросов учителя.

Источник

Не могу сказать, что всё, что описывают, я реально видела и ощутила на себе, но факт, что высокий уровень сложности предполагает непростые учебники.

К сожалению, не нашла учебник 2-го класса 1990–х годов, только 2012–го. Но, думаю, содержание не сильно изменилось. Содержание учебника Поляковой (Занков):

А это содержание учебника Горецкого (Школа России):

-4

Сразу сходу про диалог и монолог. Им бы со словами и предложениями разобраться, плюс научиться писать без ошибок. А про речь устную, письменную, речь про себя мы проходили на дополнительном занятии под названием Риторика. И не в первом классе, насколько я помню.

Теперь взглянем на внутрянку учебника Горецкого 2–го класса. Вот правила, которые сыну нужно учить:

Тема "Текст" в учебнике Поляковой (Занков) рассматривается во второй половине учебника (у Горецкого с 15–й страницы 1–й части учебника). Ну ок, давайте сравним формулировки:

-6

И всё. Всё! Разве этого не достаточно второкласснику? Дальше идёт определение монолога, абзаца, диалога (напоминаю, во второй половине учебника).

А как прописаны эти определения у Горецкого:

-8

Что понятнее ребёнку 8 лет? "Лицо" или "человек"? "Речь (разговор) двух или нескольких лиц" или "речь двух человек"? Кто придумал такие замысловатые формулировки?

Давайте сравним темы "Члены предложения". Горецкий (Школа России):

И Полякова (Занков):

"Второстепенные члены — все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого" или "Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Они поясняют главные члены, уточняют их"? Что за сложные для понимания ребёнком конструкции?

Видела ролики, где родители возмущены учебниками математики и окружающего мира из программы Школа России. Скажу честно, в окружайку не вникала, сын сам её изучает. По математике просто черновики с выполненными домашними заданиями носит на проверку. Хотя к сложению и особенно вычитанию с переходом через десяток были вопросики (точней, к методу).

-11

Мало того, что сын делил двузначное число как попало, а не как удобно, так ещё и это: то подели двузначное число, то однозначное, то стоящее на первом месте, то на втором (никакого алгоритма), то всё прибавляй, то отними и прибавь. Я бы сама запуталась.

-12

-13

-14

В остальном к математике не придираюсь. Вроде всё по возрасту: столбики, задачи уже составные, умножение.

Но вот русский с такими правилами — это нечто!..