Последние 5-7 лет автокультура в России бьёт ключом. Событий и форматов так много, что янгтаймер-сцена стала похожа на европейскую во всём её богатстве. Фестивали, сходки, выставки, гонки – можно вращаться в этой атмосфере в качестве участника или зрителя практически каждые выходные тёплого сезона.
Предлагаю путеводитель по мероприятиям, на которых можно встретить лучшие янгтаймеры нашей страны. Без ссылок и душной информации, но зато с названиями ивентов и описанием того, что на них происходит. Гуглите интересные для себя ивенты (большую часть из них найдете в первую очередь в Телеграме) – и планируйте участие в этом или следующем сезоне.
Поводом для написания этого поста стало посещение мной недавней сходки участников сообщества GRAC – General Russian Automobile Club. Все снимки в иллюстрациях сделал талантливый Владимир Болоцков (@need_to_fly в соцсетях), владеющий, к тому же, потрясающим универсалом BMW E34.
Итак, поехали!
Все российские ивенты с янгтаймерами можно разделить на 5 категорий:
1. «Автокультурные» выставки
В чём суть: много дорогих машин красиво расставлены на крутой площадке, куда в обычное время если и заедешь на автомобиле – очень много за это заплатишь. Всё это сопровождается лекциями медийных персон и дискуссиями на сцене о том, что раньше было лучше и как BMW докатились до такого дизайна. На таких выставках регулярно встречаются настоящие коллекционные жемчужины, которые висели у всех нас на постерах – Ламбы и Ферры 80-х, лимитированные версии японских турбированных полноприводников, культовые европейские хот-хэтчи, раллийные легенды, автомобили супергероев и всё такое прочее – словом, от Диабло и Тестароссы до Автозама и NSX. Ивенты этого масштаба проводятся 1-2 раза в сезон
Яркие представители: Гараж Фест, Автокультура, Автовыходные
2. Карз’н’Кофе
В чём суть: регулярные встречи, чтобы постоять, попить кофе и посмотреть на красивые машины, сделать друг другу комплименты и обменяться нелёгким опытом содержания ретро-кара. Встречи обычно проходят рано или не очень утром на эстетичных парковках бизнес-центров и творческих кластеров. Главное – чтобы рядом был хороший кофе, а вокруг – красивая архитектура. В качестве альтернативы сходкам в стиле постоять-потупить-пофотаться организаторы периодически проводят так называемые райды – круизы по городу или пригородным дорожкам, чтобы насладиться машинами в динамике в окружении таких же энтузиастов.
Представители: Veshki Cars n Coffee, Карз н Кофе у Давида (Dato) на Станколите, Porsche Ride, GRAC.
3. Ретро-ралли
В чём суть: это поездка по маршруту, у которой есть ещё и спортивно-игровая составляющая и регламент. Чаще всего проводится по правилам ралли 3 категории (Р3К) – с дорожной книгой, нормативами времени, средней и максимальной скорости. В этом деле есть свои специалисты, а роль штурмана намного важнее, чем водителя. Иногда ретро-ралли проводятся по упрощенной схеме, которая не требует штурманского мастерства, а вместо этого достаточно азарта и общей эрудиции – так получаются автоквесты на янгтаймерах. Регулярность: 1-2 раза в сезон
Представители: Гараж-ралли (от организаторов Гараж-Феста), ралли Autobnb, ралли Gorkyclassic
4. Тематические фестивали и тусовки
В чём суть: масштабные cборища по интересам в максимально неформальном формате. Объединяют автоэнтузиастов по принципу владения какой-то конкретной маркой или типом автомобиля или по интересу к какому-либо направлению тюнинга/стайлинга или досугу. Обычно проводятся на каких-то зелёных площадках, где можно поставить автомобили на большом поле или загоне, а рядом расположиться с палаткой, шашлыками и прочими нехитрыми удовольствиями. Часто на таких мероприятиях проводятся шоу-активности, конкурсы и выборы «лучших из лучших», покатушки по треку, маркет с тематическими ништяками. Такие мероприятия проводятся 1-2 раза в сезон.
Представители: Vagburg, Bimmerdays, Вагонфест, NDNF, Дрифт-экспо, Rotten Rice Meet, Тюнинг фест, Вайнот ивент, Grounded,
5. Кольцевые гонки
В чём суть: Полноценный автоспорт с масс-стартом и борьбой, но только на подготовленных ретро-автомобилях. Сложно сказать, чего здесь больше: спорта или шоу. С одной стороны, некоторые участники готовят машины очень серьёзно, да и сами являются профессиональными гонщиками. А с другой – даже при надлежащей подготовке старая техника все же намного нежнее современной, а среди пилотов много энтузиастов-любителей. Все это отражается в первую очередь на уровне конкуренции в ретро-гонках – разброс в результатах между участниками очень большой. Но главное, что это красиво и что эта культура всё же живёт.
Представители: MCGP (раньше), Historic Cup РСКГ, REC, Classic Touring cup
Краткая история автокультурных фестивалей
Напоследок хочется вспомнить, как всё было. В нулевых автоэнтузиасты собирались в Москве на Смотре и набережной Тараса Шевченко. Во многих российских городах была своя «смотра» – площадь или парковка, куда все приезжали пообщаться и погарцевать.
В следующем десятилетии стала формироваться тусовка «коллекционеров». Обеспеченные и просто очень увлеченные люди стали собирать коллекции действительно ценных автомобилей и захотели обмениваться опытом и показывать свои машины другим фанатам автокульутры. Одним из первых таких крупных объединений стал автоклуб с интеллигентным названием «Ветерок».
Если не ошибаюсь, первая в своем роде выставка-фестиваль «Автокультура» прошла на московском Флаконе в 2018 году. Дальше в 2019 году мероприятие выросло до очень статусной площадки в усадьбе Архангельское, и это был настоящий прорыв – место, состав участников, культурная программа подняли движение любителей янгтаймеров в России на новый уровень.
Дальше интересы организаторов этих фестивалей расходились и снова сходились, появлялись другие схожие мероприятия от новых организаторов. И выяснилось, что в России, оказывается, есть настоящие жемчужины масштабов всей истории автопрома, и владельцы наконец созрели демонстрировать их широкой публике. В первую очередь, потому что стали проводиться мероприятия соответствующего формата и статуса.
Но главная прелесть российского янгтаймер-движения в том, что в него можно залететь почти с любым автомобилем, хоть как-то относящимся к теме. Неважно, насколько он редкий, старый, отреставрированный или нет, красивый или не очень, купленный за пару сотен или за пару миллионов – для всех найдётся тусовка по интересам.
Показательна хотя бы история возникновения одного из самых молодых сообществ – GRAC. Название расшифровывается как General Russian Automobile Club (как будто нейросеть сегнерила), а концепция столь же нехитрая, что и нейминг – интересные автомобили и общение вокруг них через регулярные встречи.
Но идея ламповых сборищ небольшим кругом выстрелила по сарафанному радио в нечто большее – и теперь в партнёрах GRAC компания Auto.ru, а площадка БЦ Красная Роза в последний раз едва вместила всех желающих. Машин приезжает много, и хочется пожелать ребятам больше порядка в организации расстановки и вообще ввести некоторый автомобильный фейс-контроль/дресс-код.
P.S. Этот обзор не затрагивает всё многообразие автомобильных событий в России – конечно же, их на самом деле намного больше, и охватывают они и кастом-культуру, и японскую, и стенс, и разные гоночные движения. Участники многих из них пересекаются, ведь любовь к автомобилям многогранна. И если есть интерес к этому интерес, то рано или поздно хочется пробовать всё новое и новое.
Любите автомобили, друзья и содержите их в достойном состоянии. С последним вам поможет наш авторазбор «Легенда» https://legendjapanparts.com/.