Когда кто-то начинает говорить об истории Крыма, то чаще всего вспоминают недавнюю историю, а так же события Великой Отечественной и Гражданской войн. Много реже – события Крымской войны, Крымское ханство либо Боспорское царство.
Но подавляющее число людей, даже если худо-бедно знают историю полуострова, вольно или невольно обойдут стороной православное государство Феодоро, которое когда-то занимало большую часть юго-востока Крымского полуострова в период с 1223 по 1475 год.
Государство со столицей в городе Дорос (Мангуп) в некоторых источника известно под именами Готфия и Готия. И довольно упрямо боролось за право существовать, периодически вступая в тяжелейшее противостояние с силами, многократно превышающими силы феодоровцев.
Возникновение государства Феодоро
Продолжая цикл статей о государствах, некогда присутствующих на территории РФ, мы плавно приходим к очень интересной, но малоизвестной странице истории.
Впервые, Феодоро появилось в хрониках как отдельное княжество, в самом начале XIII века. Но большую часть времени, вплоть до своего Османского завоевания в 1475 году, считалось всё-таки независимым самостоятельным государством во главе с деспотом.
Население Феодоро было маленьким по меркам того времени – всего около 200 тысяч человек. И при этом многонациональным – помимо главенствующего среднегреческого языка, на территории княжества-государства говорили на кыпчакском, крымско-готском и понтийском языке. Присутствовала и многоконфессиональность – несмотря на главенствующее положение православной церкви никто не притеснял и «местные», более древние религии и верования.
Если атомизировать национальный состав, то выходит, что население Феодоро было представлено византийцами разных этнических групп, караимами, черкесами, армянами, аланами и готами. Но основное население – всё-таки греки, которые попытались закрепиться в этих местах навсегда, но смогли задержаться только на несколько столетий. Но обратите внимание на даты существования государства – столетия были самыми «громкими» и кровавыми в тогдашней истории мира. И пока вне пределов полуострова большинство окружающих земель сотрясала татаро-монгольская конница, сами феодоровцы «пересидели» это время относительно тихо, прикрытые Крымским ханством и морем.
Предыстория этого государства началась ещё в VIII веке. Именно тогда, как было написано в византийских хрониках, «в местности Дори», была основана Готская епархия Константинопольского патриархата.
Примерно в IX веке, с расширением влияния православной церкви, все литургии в этих местах проводили исключительно на греческом языке, который постепенно полностью заменил большинство местных диалектов, но не форму древнегерманского языка, распространённую здесь.
Изначально княжество было разделено на 11 административных округов. Один из округов – личные владения князя Феодоро, который считался «первым среди равных правителей». Основные соседи по полуострову - крымские татары. Но были и генуэзцы, когда выгодно «примеряющие» на себя статус союзников, а когда невыгодно врагов. В целом, генуэзские общины в Партените и Алуште занявшие стратегически-выгодные места, часто влияли на внутриполитическую ситуацию в соседнем государстве.
Князья и деспоты Феодоро прекрасно понимали своё положение и уровень силы. Именно поэтому в боевых действиях ставка всегда делалась на оборону и на способность отдельных замков и крепостей выдерживать осаду.
Поэтому, по всем острову, а особенно с «материковой» части были созданы специальные башни и маленькие крепости - «бурги», главное предназначение которых заключалось в том, чтобы загодя предупредить гарнизоны основных твердынь о приближающейся опасности. Да и самые малые твердыни строились в максимально труднодоступных местах – на обрывах и среди скалистых гор, отчего нередко оказывались не по зубам степным налётчикам, главным преимуществом которых была скорость рейда.
К слову, некоторые башни и бурги строились задолго до официального зачинания здесь обсуждаемого государства. Так, первые крепости относятся ещё к VI веку нашей эры и частично сохранились по настоящее время.
Готское население присутствовало на территории полуострова ещё с VI века нашей эры. Именно и они построили первые «общие» укрепления, куда быстро собирались, если дозорные сигнализировали о начале очередного набега. Опасность уходила – и готы разбредались по своим разорённым посёлкам, возобновляя сельскохозяйственную и скотоводческую деятельность.
До Византийской империи и Крымского ханства, долгое время Крымским полуостровом владели хазары. Но и при них уже была небольшая территория на Юго-Западе Крыма под названием фема Климаты, которой правил стратег, назначаемый из Константинополя. Именно здесь «задержались» готы, бегущие от хазарского могущества. И именно сюда приехали первые византийские крестьяне, став основой будущего греческого главенства.
Самостоятельное управление князей началось не от хорошей жизни – в 1204 году Константинополь пал под ударами крестоносцев. Случилось неизбежное и страшное следствие – пока что временный развал бывшей империи на части и потеря связи с многочисленными заморскими колониями. В том числе с теми колониями, которые располагались на полуострове и в результате страшного происшествия обрели частичную независимость и самостоятельность.
Только к XIII века с ещё большей деградацией метрополии, один из местных правителей, которые начали величаться дуксами, собрал сторонников и объявил о создании княжества Феодоро. Одна из версий происхождения названия – переиначивание изначального названия «Дори», которое стало «Доросом» и преобразовалось в «Феодоро» - так оно звучало на (тогда) современный лад.
Период наивысшего расцвета Феодоро
У средневекового государства, в период расцвета, был весьма уникальный европейско-византийский облик. Греческие инженеры и технологи смогли хорошо укрепить территории. И именно поэтому в каждой феодальной вотчине (в разное время 22 либо 26 административных образований) выстраивались крупные замки, способные выдержать осаду многократно превосходящих сил. В этом отношении (с точки зрения обороноспособности) прекрасной опорой была и столица государства – город Дорос, обнесённый крепкими стенами, и порт Авлита, подготовленный и для встречи десанта со стороны моря и 8 церковно-монастырских владений, в которых каждое религиозное сооружение представляло собой мини-крепость.
После 1364 года местные правители провели ряд реформ, признали отсутствие притязаний на некоторые заморские территории и заявили о своей полной независимости. Всё это происходило на фоне увеличивающегося генуэзского давления – заморские пришельцы закрепились в районе Чембало и заставили феодоровские силы покинуть эти места. В 1365 году произошёл новый удар и захват Сугдеи, а также 18 окружающих сёл. После этого деспоту Феодоро пришлось пойти на переговоры и договориться о справедливом разделении прибрежной части Крыма. К слову, генуэзцев поддерживал своими силами очень известный россиянам эмир Мамай – именно он потерпит поражение двумя с половиной десятилетиями позже, на поле Куликовской битвы.
При Алексее I, государство значительно увеличило свою силу и влияние. В том числе благодаря оказанному военно-политическому давлению на генуэзцев, в виду которого последние согласились с 1411 года выплачивать денежную компенсацию за ранее захваченные города на побережье. Хрупкий мир, поддерживаемый выплатами, сохранялся вплоть до 1422 года. Но с указанного года на полуострове разразилась короткая, но кровавая и упорная борьба, в ходе которой поселения и небольшие города по нескольку раз переходили из рук в руки.
Война прекратилась в 1424 году. Первыми на поклон пошли генуэзцы – всё-таки их силы были значительно меньше, в сравнении с давними хозяевами прибрежной части полуострова. Под контроль князей Феодоро перешёл ряд поселений и укреплений. Но в целом, генуэзское присутствие сохранилось.
От расцвета к османскому завоеванию
В ту пору Константинополь отчаянно искал хоть каких-то союзников, постепенно сжимаясь до пределов стен древней столицы Восточной Римской империи под давлением молодой и горячей Османской империи. Именно поэтому в 1425 году сын Алексея I по имени Иоанн взял себе в жёны саму Марию Цамблакину Палеологиню Асенину, тем самым напрямую породнившись и с римскими, и с византийскими императорами.
Князь Иоанн принял герб императорского дома – двуглавого орла, а так же почётный титул – «владетель Приморья и града Феодоро».
В 1427 году не такое уж большое государство смогло восстановить ранее разрушенную византийскую крепость в устье реки Чёрной. Новое укрепление получило название Каламита (Инкерман) и было дополнительно усилено рвом, шестью башнями и наличием собственного морского порта.
Правители Феодоро – представители прекрасной дипломатической школы. И Алексей I смог получить поддержку в лице крымского правителя Большой Орды – бея Ширинского. Это, в каком-то смысле, уберегло греческую часть острова от стремительного завоевания. Впрочем, ордынцам было уже не до дальних и ближних походов – в некогда едином и необъятном государстве множились внутренние междоусобицы и постоянно вспыхивали гражданские войны, что и привело к конечному распаду.
В 1433 году, при гарантиях ненападения со стороны ордынцев, Феодосия отбила давно потерянный город Чембало. Но уже на следующий год сюда пришла генуэзская флотилия в 20 кораблей с 6 тысячами наёмников на борту, в результате чего уже 10 июня 1434 года Чембало был вновь потерян.
На этом бедствия феодоровцев не прекратились. Глава наёмной армии – рыцарь Карло Ломеллини, вполне закономерно двинулся по суше вдоль южного берега полуострова, грабя и разрушая всё на своём пути. В том числе замки феодалов – опытный рыцарь быстро подбирал «ключи» к каждой твердыне.
Наступление генуэзцев закончилось поражением в Солхатской битве. Но поражение произошло только в тот момент, когда феодоровцы позвали на помощь силы крымского хана Хаджи Гирея. Это позволило вновь отбить ряд крепостей у генуэзцев. Но сама война закончилась только в 1441 году, фактически остановившись, как сейчас принято говорить «на линии соприкосновения».
Следующий князь – Олубей, правил Феодоро с 1447 по 1458 год. При нём Феодоро увеличило своё влияние на генуэзские колонии и смогло построить пару крепостей – с трудом сохраняемый мир позволил осуществить возведение важных укреплений.
На век Олубея пришлось падение Константинополя в 1453 году. Византийская государственной исчезла. И после угасания следующей Трапезундской империи Великих Комнинов в 1461 году, на короткое время византийские регалии и титулы перешли в маленькое крымское княжество. Тогда местные правители и стали называться «василевсами», что фактически было эквивалентно титулу «император».
В 1465 году престо небольшого крымского государства занимает Исаак – брат Олубея. Причём этот правитель нашёл своё отражение и в русских летописях, где упоминался под именем Исайко – традиционное уменьшительно-ласкательное обращение к подданным и врагам государя.
Была о феодоровских правителей одна не совсем осязаемая, но очень важная проблема. Дело в том, что Мехмет II – турецкий султан, захвативший Константинополь и завоевавший Трапезунд, считал именно себя «цезарем Рима», ибо носил титул «Кайсар-и Рум». И его совершенно не устраивало то, что какой-то там Исаак носит на своих знамёнах двуглавого орла и именуется столь почтенно, по факту владея только малой частью Крыма, что было сущее ничто в сравнении с могуществом Османской империи.
К тому времени крымские деспоты породнились с молдавскими государями через сестру Исаака. И когда указанный крымский правитель покинул этот свет в самом начале 1475 года, с территории европейского государства в родную вотчину отправился Александр – шурин молдавского правителя Штефана Великого и сын Олубея. С ним направилось около 300 хорошо вооружённых молдавских рыцарей, так как престол был занят родной сын князя Исаака, у которого было меньше прав. Удалось решить намечающуюся междоусобицу без крови – за сыном Олубея была большая сила, что прекрасно понимал «временный правитель», добровольно уступивший престол – отражение прогрессивного мышления и большая редкость по меркам того времени…
… Но всё это было бессмысленным актом – в 1475 году османский десант высадился на побережье, легко взял приморские города и деревни, после чего выдвинулся к городу Мангупу – столице Феодоро.
Сопротивление было фактически бесполезным, что прекрасно понимало большинство жителей гибнущего государства. Но, несмотря ни на что, двухтысячный гарнизон занял стены. Причём среди защитников столицы было немало татар Менгли Гирея и молдавские воины.
Красивый закат греческо-готских цезарей
Османы решили, что двухтысячный гарнизон – лёгкая добыча. Более того, на штурм Мангупа прибыл янычарский корпус – элита элит того времени. Может быть, поэтому турецкая сторона несколько халатно подошла к организации осада и штурма, отчего потери Османской империи были несопоставимо большими, чем потери защитников. Более того, тот самый янычарский корпус был разбит под стенами крымской столицы, а затянувшаяся осада, к невероятному раздражению Мехмета II, продолжалась вплоть до декабря 1475 года.
Несмотря на славную оборону, защитники были обречены. И во время последнего штурма, оглушённый метким ударом, был пленён император Александр, которого доставили в Константинополь (Стамбул) и «назидательно» казнили на глазах у ликующей толпы.
В плен попал и Менгли Гирей, которого на то время согнали с крымского престола свои же братья. И он, вместе с двумя другими братьями, также был отправлен в Стамбул. Это имело далеко идущие последствия – Мехмет II, в 1478 году, восстановил Менгли Гирея на крымском престоле. Но с условием – отныне и присно, и «во веки веков» Крымское ханство подчиняется Османской империи.
Из земель Феодоро турецкие власти образовали Мангупский кадылык – небольшую административную единицу с 49 деревнями и тремя городами – Балаклава, Инкерман и Мангуп. К слову, османская сторона никогда сильно «не рубила шашкой» на завоёванных территориях. Поэтому ещё в середине XVI века австрийским послом описывалась встреча с крымскими готами, которые не только отдалённо помнили свой язык, но и продолжали исповедовать православие.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о событиях, до нашей эры.