Наполеон Бонапарте, о котором столько говорили и писали, даже и не существовал и ошибка, в которую слепо вдались столько людей, происходит отъ qui pro quo — т.-е. они приняли за историю миθологію XIX вѣка.
Мы могли бы еще подкрепить свое утверждение массой королевских указов, доподлинные даты которых находятся в явном противоречии с царствованием мнимого Наполеона; но у нас есть свои основания не прибегать к этому.
Необычайность жизни Наполеона внушила не одному человеку мысль о том, что все существо загадочного владыки — аллегорическая фигура.
С 1800 года масса предсказаний, пророчеств и брошюр, касающихся личности знаменитого завоевателя появляется чуть не на всех европейских языках. Долгое время производила сенсацию книжка известного логика английского епископа Уэтлп — ученое доказательство миθичности Наполеона. Чем далее в глубь веков уходила эпоха первой Империи, тем более миθ о Наполеоне обрастал интересными подробностями, расцвечивался яркими красками необузданной фантазии. Его похоронили живым, чтобы воскресить с лихорадочной поспешностью после смерти: двадцатые годы полны рассказов о чудесном бегств Наполеона из английского плана. Непонятные первоначальные успехи турок в первой войне с Россией при императоре Николае I долго считали делом бежавшего императора.
Измученное реакцией европейское общество с любовью останавливало свой взор на сверхчеловеке, поправшем все традиционные рамки человеческого бытия.
Миθъ разрастался — Наполеон облекался броней сказочного героя, превращался во всемерного владыку: его искали в таинственных символах Апокалипсиса и жадно интересовались его судьбою по ту сторону жизни.
Среди этих любопытных произведений профетической и миротворческой литературы о Наполеоне — особенно выделилась своей красочностью и поучительностью маленькая книжечка Ж. Б. Переса. В созидании миθа о Наполеоне не малую роль играли и реальные политические причины: автор намекает на то, что самый факт правления Наполеона быль официально исключён из истории торжественным заявлением Людовика Бурбона.
Помимо общего интереса, как одно из воплощении миθа о Наполеоне, книжечка представляет и большой интерес для всякого интересующегося вопросами исторической методологии и исторического анализа, как пример доведения до абсурда метода аналогии и анализа
солярного миθа, как пример лженаучного беспорядочного пользования литературными источниками вне всякой хронологической последовательности, наконец как образчик исторического анализа