Найти тему

Летопись: 1-й актер русского кинематографа

Его актерский дар проявился в юности – в 16 лет он потрясающе сыграл в любительском спектакле Хлестакова, а уже через год, бросив учебу на юридическом факультете Московского университета, заключил контракт с гастрольной труппой Заречного (Телегина) и стал разъезжать по России.

135 лет назад – в 1889 году – в Пензе родился 1-й актер русского кинематографа, один из основоположников отечественного кино Иван Ильич Мозжухин. Высокий, красивый, обаятельный, он был очень неплох в ролях Незнамова, Пети Трофимова, но удавались ему и характерные роли: Беляев («Месяц в деревне»), Бабаев («Грех да беда на кого не живет» Островского). В кино он дебютировал в 1908 году, а всеобщие любовь и признание пришло после исполнения роли Трухачевского в «Крейцеровой сонате» (1911). За 3 года он стал непререкаемым королем экрана.

«Кинематограф – это моя кровь, нервы, надежды, провалы, волнения миллионы крошечных кадриков составляют ленту моей души», – признавался он. Среди лучших ролей Мозжухина: Гусарский офицер и кухарка Маврушка («Домик в Коломне», 1913), князь Куракин («Наташа Ростова», 1913), Черт («Ночь перед Рождеством», 1913), Руслан («Руслан и Людмила», 1915), Колдун («Страшная месть», 1913), Ставрогин («Николай Ставрогин», 1915), Германн («Пиковая дама», 1916), князь Касацкий («Отец Сергий», 1918). На родине он снялся более, чем в 70 фильмах.

Силой своего таланта Мозжухин поднимал подчас надуманные фальшивые мелодраматические сюжеты до уровня подлинной человеческой трагедии. Большевики выжили его из России. Через Константинополь он уехал в Париж вместе с группой кинематографистов Иосифа Ермольева. В предместье французской столицы они создали маленькую киностудию «Альбатрос». Роли, сыгранные Иваном Ильичем в ее картинах, принесли ему мировую славу.

В 6-серийном фильме Александра Волкова «Дом тайн» (1922) он сыграл несколько десятков образов, диаметрально противоположных по физическому типу и социальному положению. Гениально играл трагика Эдмунда Кина в картине «Кин» того же режиссера. В этой роли воплотился гений двух актеров: личность одного вдохновляла игру другого.

-2

Рене Жан писал: «Тонкий алхимик страсти и страданий Иван Великолепный, ослепленный искусством и его сверкающими видениями, выражает невыразимое».

В 1923 году он по собственному сценарию снял превосходный фильм «Костер пылающий», причудливо смешав в нем сны и явь, фантазию и реальность. В 1925 году ошеломил Европу в экранизации романа Луиджи Пиранделло «Покойный Матиас Паскаль», а в 1927-м – ролью Казановы («Казанова»). В 1928 году его пригласили в Голливуд. Его талант не умещался в рамки голливудского стандарта, он порвал контракт и вернулся в Европу. Снимался в Германии, Франции.

Приход звукового кино стал для Мозжухина личной трагедией. Широкий, гостеприимный, радушный, щедрый до расточительности, он относился к деньгам по-русски легко. Его друг Александр Вертинский вспоминал: «Целые банды приятелей и посторонних людей жили и кутили за его счет. В частых кутежах он платил за всех».

Нужда не долго заставила себя ждать. Он умер от чахотки 17 января 1939 года в возрасте 49 лет. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

* * *

Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает и заставляет продолжать работать для вас.

#Мозжухин #актер #звезда #кино #фильм