Система государственных закупок играет важную роль в экономическом развитии страны. Своевременное внесение изменений в законодательство в этой области позволило обеспечить надёжное функционирование государственного сектора. В нашей статье мы подробно рассмотрим, какие важные события произошли в сфере госзакупок в 2023 году и как планируется развивать эту систему в 2024 году.
Основные итоги 2023 года
В последние годы мы столкнулись с различными экономическими вызовами, которые потребовали изменений в законодательстве, регулирующем государственные закупки. В 2023 году работа по адаптации правовых норм к новым условиям мировой экономики продолжилась. Основные изменения были внесены в законы 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Серьезными угрозами стабильности материального обеспечения государственных и муниципальных организаций стали экономические санкции, сокращение числа иностранных компаний, работающих в стране, повышение ставки Центробанка, значительное изменение курса рубля и снижение предложения товаров и услуг на рынке.
В 2023 году в системе госзакупок были приняты дополнительные меры, направленные на поддержку отечественных производителей, включая малый бизнес. Среди наиболее значимых можно выделить следующие:
* Ужесточение национального режима:
– Расширение перечня продукции иностранного происхождения, недопустимой для госзакупок, и введение системы штрафов за несоблюдение квот.
– Невозможность выбора иностранного товара при наличии заявки от российского производителя.
– Усиление требований к лимитам госзакупок отечественных товаров.
* Установление квоты для участия в открытых торгах организаций малого и среднего предпринимательства.
* Увеличение максимальной начальной цены товара для госзакупок, проводимых на электронных торговых площадках (ЭТП):
– по запросу котировок – до 10 миллионов рублей;
– у единственного поставщика – до 5 миллионов рублей;
– годовой объем госзакупки у единственного поставщика – до 100 миллионов рублей.
* Принятие новых антидемпинговых мер: решение об отказе заключения контракта с поставщиком, не подтвердившим свою добросовестность, принимает заказчик, а не комиссия, как это было ранее.
* Продление мер поддержки участников госзакупок, включая право заказчика не требовать обеспечение контракта и гарантийные обязательства в рамках извещения о закупке и проекта контракта.
* Поддержка поставщиков в строительной отрасли:
– Продление порядка изменения условий краткосрочных строительных контрактов.
– Введение нового порядка определения начальной цены и правил изменения цены строительного контракта.
– Увеличение перечня случаев изменения строительных контрактов в условиях форс-мажора.
* Усиление цифровизации процессов госзакупок для развития конкурентной среды, исключения условий для нарушения законодательства и упрощения контроля над эффективностью расходования бюджетных средств.
Ключевые тенденции 2024 года
1. **Ключевые тенденции 2024 года**
1.1 **Меры поддержки поставщиков**
Одним из главных событий 2024 года станет продление мер поддержки поставщиков, которые были разработаны в рамках антикризисного комплекса. Эти меры охватывают несколько ключевых направлений:
- **Изменение существенных условий контрактов**:
– В случае возникновения обстоятельств, не зависящих от поставщиков,
– При поставке лекарств, не превышающих 30% от максимальной начальной цены,
– Корректировка технического задания в рамках строительных контрактов в части объема и вида работ.
- **Отказ от требования обеспечения контракта**:
– Заказчики сохраняют право не требовать обеспечения контракта, включая банковскую гарантию, для поставщиков.
- **Лимит на заключение контрактов с единственными поставщиками**:
– Органы исполнительной власти на федеральном уровне и подведомственные им организации могут превышать лимит в 500 миллионов рублей при заключении контрактов с единственными поставщиками.
- **Право регионов**:
– Регионы получают возможность заключать контракты с единственным поставщиком товаров и услуг, включенных в Перечень, утвержденный Правительством России.
- **Упрощенный порядок госзакупок**:
– Продлевается действие упрощенного порядка госзакупок в новых субъектах Российской Федерации, таких как Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области.
- **Не включение в общий объем госзакупок**:
– Отдельные заказчики имеют право не включать в общий объем госзакупок по итогам года медицинские изделия и лекарства, приобретенные по контрактам с субъектами малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями.
2. **Новые нормы и требования**
В текущем году также ожидается введение ряда новых норм и требований, которые затронут вопросы поддержки конкуренции, заключения контрактов с единственными поставщиками и развития цифровых технологий в сфере госзакупок. Эти изменения будут вводиться поэтапно:
**С 1 января:**
– Поставщики будут предупреждены об ответственности за нарушение законодательства о конкуренции в сфере госзакупок.
– Вводятся критерии для участия в госзакупках в качестве единственного поставщика для юридических лиц, занимающихся поставкой лекарственных препаратов.
– Дополняется список импортной промышленной продукции в Правилах национального режима.
– Поставщикам предоставляется возможность подавать жалобу в Федеральную антимонопольную службу в электронном виде в ходе закрытых процедур госзакупок. Ранее это было доступно только для конкурентных процедур.
– Внедряется сервис «Независимый регистратор» на специализированных площадках, который ранее действовал только на ЕИС и обычных электронных площадках.
– Новая версия Единой информационной системы вводится в действие.
**С 1 апреля:**
– Обязательная норма о заключении цифрового контракта между заказчиком и поставщиком с помощью средств ЕИС становится обязательной. Это подчеркивает важность точного заполнения всех реквизитов и сведений как заказчиком, так и поставщиком при размещении сведений о закупке и подаче заявки.
**С 1 июля:**
– Вводятся цифровые паспорта продукции промышленного производства. Проект Правил создания и применения паспортов находится в стадии разработки.
– Региональным бюджетным учреждениям предоставляется возможность осуществлять госзакупки у единственного поставщика продукции медицинского назначения, включая лекарства, медицинские изделия, средства для дезинфекции и лечебное питание. Условие – поставщик должен находиться в полной государственной собственности субъектов.
Перечень изменений, перенесенных на другой период
Некоторые изменения, которые планировалось внести в этом году, были отложены на более поздний срок. Это связано с необходимостью доработать электронные сервисы. Изменения, которые должны были произойти в 2024 году, вступят в силу с 1 января 2025 года.
В частности, будут реализованы следующие нововведения:
* Возможность изменять или расторгать контракты, заключенные по результатам открытых и закрытых электронных процедур, в цифровом формате в Единой информационной системе (ЕИС).
* Возможность заключения контрактов между заказчиком и единственным поставщиком, который определится по итогам объявленной открытой конкурентной закупки, также будет доступна через ЕИС.
Меры поддержки, которые отменены
После тщательного анализа и широкого обсуждения был отменён ряд ранее действовавших мер поддержки. В их числе:
- В связи с неэффективным использованием бюджетных средств и многочисленными нарушениями, было отменено право регионов самостоятельно устанавливать случаи государственных закупок у единственного поставщика.
- Отменяется норма, разрешающая проводить госзакупки ряда медицинских товаров у единственного поставщика. Теперь запрещено осуществлять такие закупки для импортных товаров медицинского назначения, не имеющих аналогов российского производства.
Планируемые изменения
Некоторые запланированные ранее поправки не смогли пройти все этапы обсуждения и не были готовы к законодательному утверждению. Однако они остаются в силе и будут приняты в окончательной редакции по мере их доработки.
Среди наиболее значимых изменений можно выделить:
1. **Реформа национального режима**: Изменения коснутся запретов и ограничений на участие иностранной продукции в госзакупках. Предлагается унифицировать и объединить в единый документ несколько нормативных актов, касающихся национального режима. Это значительно упростит обеспечение участия отечественных поставщиков в государственных закупках.
2. **Расширение прав заказчиков**: Заказчики получат возможность отклонять поставщиков из числа претендентов, подавших заявки на участие в госзакупках, если они ведут себя недобросовестно. Например, если в документах будут выявлены недостоверные сведения. Заказчик сможет не только отказаться от заключения контракта, но и расторгнуть уже подписанный.
3. **Установление единого срока оплаты**: Для государственных компаний (в соответствии с 223-ФЗ) будет установлен единый срок оплаты за поставки продукции — не более 7 дней с момента приемки товара или услуги.
Выводы
В текущих экономических условиях особенно важно следить за изменениями законодательства. Все участники рынка госзакупок должны быть в курсе последних нововведений в этой сфере. При этом стоит отметить, что введение новых правил и требований происходит не одновременно, а постепенно.
Государство проводит взвешенную политику в отношении участников госзакупок, но многое зависит от них самих. Чтобы быть в курсе событий, необходимо постоянно изучать законы и подзаконные акты, такие как постановления Правительства. В этих документах конкретизируются правила и требования, действующие на рынке госзакупок.
Быстрое развитие технологий цифровизации требует от сотрудников, работающих в сфере госзакупок, постоянного повышения квалификации. Также важно привлекать IT-специалистов к этой работе. Сегодня существует множество обучающих курсов, которые могут быть полезны, поэтому не стоит отказываться от этих информационных ресурсов.
Безусловно, лучшим решением является обращение к квалифицированным юристам, специализирующимся на данной тематике. Эксперты помогут вам оценить вашу конкурентоспособность на рынке госзакупок, понять требования заказчиков и грамотно подготовить документацию для подачи заявки.
В сфере госзакупок существует множество проблем и трудностей, особенно для начинающих участников. Это и недобросовестность других поставщиков, и недостаточная подготовка заказчиков и поставщиков, и низкое качество документов. Справиться с этими вызовами самостоятельно может быть нелегко. Поэтому важно обращаться за помощью на самых ранних этапах, а не только в суде.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!