В нашем семейном клубе каждой вступающей в клуб семье дается анкета для заполнения, в которой есть вопрос к папе и маме: – «Какими качествами вы хотели бы, чтобы обладал ваш ребенок, когда вырастет?». В обработанных нами анкетах родителями перечислено более 80 положительных качеств! Таких, как: Порядочность. Ответственность. Ум. Счастье. Развитость. Самостоятельность. Образованность. Доброта. Чуткость. Уверенность в себе. Ценить прекрасное. Любознательность. Коммуникабельность. Чувство юмора. Справедливость. Правдивость. Уважение взрослых. Сообразительность. Отзывчивость. Ответственность. Внимательность. Целеустремленность. Смелость и другие.
Когда спрашиваешь кого-либо из родителей, что вы планируете делать или уже делаете, чтобы эти качества появились, укрепились, развились в вашем ребенке, – ответа нет. Получается, что это благие пожелания и только? При таком положении дел можем ли мы рассчитывать на появление нового поколения более совершенных людей, людей будущего?!
Что же делать?
Елена Рерих пишет: «Следует немедленно приступить к организации детских садов и клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и в семьях.» (19.04.38 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2).
И к этому хочется прибавить о как можно широком просвещении родителей. Вообще широкое просвещение – требование времени. Оно было нужно всегда, но сейчас особенно!
Должны найтись люди, которые это с чистой совестью будут делать, которые обладают достаточными знаниями и опытом для этого, которые не из-за заработка, но по велению сердца из самых высоких побуждений, с полной мерой ответственности возьмутся за это наиважнейшее дело!
Главным будет воспитание детей, оно, как сказано в Учении, «есть питание всем возвышенным и утонченным» (Надземное, 425) и «…среди воспитания первое место принадлежит восприятию красоты.» (Надземное, 426).
Сын Елены Ивановны и Николая Константиновича Святослав Рерих говорил: «Самым верным, самым простым путем является путь красоты. Ибо следуя им в поисках красоты, мы неизменно следуем путем, проложенным эволюцией». «Почему так важны поиски и культивирование красоты? Потому что это поиски чего-то более совершенного, чего-то такого, что выше нас, что выходит за пределы повседневности». «Красота – это Гармония, а Гармония – это то высокое состояние, которое для всех нас должно быть целью наших устремлений». «Способность видеть красоту нужно воспитывать, мы должны напитывать себя высшими вибрациями, и тогда постепенно мы пробудимся к восприятию новых понятий, новых идей. Стремление к красоте должно присутствовать во всех сферах жизни, во всех ее проявлениях, как объективных, так и субъективных. Ведь именно в возвышенном состоянии, состоянии сгармонизированного «я», нас влечет ко всем проявлениям более совершенного характера». «Выдвигая красоту в качестве цели, в качестве средства достижения большей гармонии, большей утонченности, мы настраиваемся или приобщаемся к эволюционным течениям и по этим течениям продвигаемся к более высокому состоянию, к более высокому пониманию и достижениям. Гармония принесет нам счастье и радость – ту радость, какую способна принести только красота».
Таким образом путем к более совершенному человеку, к человеку новой эпохи будет путь красоты, через красоту. Красотой мы должны окружить наших детей, помочь им ее увидеть, воспринять, полюбить.
Великий Платон две с половиной тысячи лет назад сказал: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям. От красивых мыслей к красивой жизни. А от красивой жизни – к абсолютной Красоте».
Елена Ивановна Рерих отмечала, что «Бич нашего времени в том, что мы притупили в себе чувство красоты…» (Е.И.Рерих. Письма с Гор т.1, 06.12.1934). Поэтому нужно всячески взяться за воспитание в детях чувства красоты, раскрытие и развитие восприятия красоты, так как невоспринятая человеком красота мертва, она никак не воздействует на нас, если мы ее не можем заметить, воспринять. Можно, как мы знаем, сколько угодно стоять перед великим шедевром искусства и ничего не почувствовать. Можно даже много о нем знать, но ничего не чувствовать. А произведения искусства ждут от нас восприятия, отклика – восприятия тех чувств, которые щедро заложили в них их создатели и которые через века излучают по-прежнему свои энергии.
Святослав Николаевич Рерих рассказывал случай, произошедший с известным ученым Лейбницем. Как-то он, Лейбниц, посетил Рембрандта и тот сказал ему, что с каждым мазком он накладывает на холст не только краски, но и запечатлевает свои мысли и чувства, зная, что потом они будут воздействовать с полотна на зрителей. Эта мысль так поразила Лейбница, что он записал ее в своем дневнике.
И это касается многих шедевров искусства, в которых творцы вложили свои энергии, чувства, мысли. Воспринять их может тот, кто способен, кто раскрыт к этому, чьи чувства и мысли не огрубели, кто накопил опыт восприятия красоты. Опыт этот нужно накапливать с самого раннего детства. Делать это не так уж трудно, нужно больше показывать детям красоту природы, искусства, направлять их внимание на это, самим взрослым больше замечать, развивать планомерно и настойчиво в детях внимание и наблюдательность, которые есть основы восприятия.
Эстетическое воспитание выходит в современном мире на первые позиции. Оно не может быть формальным, сухим, каким часто было в прошлые годы. Мы, воспитатели детей, родители, педагоги должны заразиться идеей красоты, осознать ее спасительное предназначение, полюбить все красивое в нашей жизни и стараться это сохранять и приумножать, вводить в свою каждодневную жизнь, делать нашу жизнь красивей не только внешне, но и стараться красиво мыслить, мыслить о красивом и высоком, о Прекрасном. Тем самым мы создадим атмосферу красоты вокруг себя и поможем нашим близким и нашим детям, а значит и появлению в мире более совершенных людей, которые захотят строить более совершенную жизнь!
Красота спасет мир!