Архитектурная подсветка города становится все более популярной темой, которая вместе с тем вызывает множество вопросов. На днях в мэрии Казани анонсировали подсветку 288 знаковых зданий в городе, а управлять их освещением можно будет с помощью единой системы. Что такое архитектурная подсветка, почему для ее реализации необходима концепция и что не так с подсветкой в Казани, разбирался Урбан Медиа.
Что такое архитектурная подсветка, и зачем она нужна городу?
Световое оформление городской среды — отдельное направление в искусстве архитектурного дизайна. Грамотно выполненная подсветка может выгодно выделить самый невзрачный городской объект, а неправильно подобранная — буквально убить все архитектурное великолепие здания или целой улицы.
По словам Ренаты Шафигуллиной, гендиректора компании «Добрые дворы», занимающейся комплексным оснащением придомовых пространств, включая архитектурное освещение, фасады домов и зданий города отражают историю Казани. «Стандартная подсветка классических фасадов сейчас сложносочиненная: в ней очень много мелких деталей ручной проработки. Вечером подсветка передает глубину фасадов и красоту фризов, поэтому в исторических зданиях применяют классическую подсветку белым или теплым цветом», — рассказала она в беседе с Урбан Медиа.
Рената Шафигуллина добавила, что на выбор подсветки влияет тип постройки, характер окружения, интенсивность освещения улиц. В зданиях более ранней постройки подсветка выступает не отдельным элементом, а дополнением к объекту. В современных минималистичных зданиях архитектурная подсветка становится отдельным продуктом, отмечает она. «Чтобы здание интересно заиграло, можно монтировать на него светодиоды, и ночью оно преобразится», — рассказала эксперт.
Рабочие элементы архитектурной подсветки могут быть очень разными: от миниатюрных, но эффектных светодиодных лент до масштабных дизайнерских проекций — маппинга, полностью преображающего городскую среду. Увидеть последний можно во время перформанса «Голоса Казани», когда зрители наблюдают световые инсталляции на здании мэрии, или на московском международном фестивале «Круг света», во время которого ключевые локации города «ломают» с помощью световых проекций или создают световые иллюзии.
Для подсветки любого уровня необходимо прорабатывать регламент пользования — сценарии, сезонность, функции текущего и соседнего зданий. Аккуратно нужно пользоваться подсветкой там, где находятся жилые дома.
Практикующие архитекторы и дизайнеры действующий сценарий архитектурной подсветки в Казани не жалуют: для реализации некоторых проектов не хватило финансирования (например, так и не воплотили в жизнь подсветку речного порта или светомузыкальное оформление здания татарской филармонии), а цвето-световое оформление новых объектов зачастую не согласовывается с архитекторами, из-за чего появляются мерцающие сценарии подсветки или сочетание несовместимых холодно-теплых оттенков.
Как рассказал Урбан Медиа кандидат архитектуры, завкафедрой архитектуры и медиаискусства Института дизайна и пространственных искусств Казанского федерального университета и практикующий архитектор Степан Новиков, в профессиональном архитектурном сообществе архитектурная подсветка города вызывает «откровенный шок». Сейчас в Казани нет единой концепции светового оформления городских пространств и зданий. Из-за этого возникает ощущение цирка Шапито, когда повсюду разноцветные яркие огни, пытающиеся «перекричать» друг друга.