Найти в Дзене
Владимир Шилов

Big Farma и не очень биг

С праздником!
С праздником!

Старинный мой читатель сейчас может очень удивиться, а кто-то даже решит, что автор - балаболка и выдумывает все воспоминания. Но, нет. И этот праздник тоже мой профессиональный, хоть и работал в этой сфере недолго. Но, по порядку.

Вообще, в мире Биг Фарма, на сегодня, это самая мафиозная структура. Ей полностью подчинена ВОЗ, хоть и должно быть наоборот. Самые торгуемые акции у фармы и IT. С другой стороны, без лекарств не выжить. Другое дело, что начав их принимать, уже не остановишься. Мафия и есть - выход лишь вперëд ногами.

Сам я, в эту реку входил дважды, но оба раза не глубоко, не унесло течением и не затянуло в омут. В первый раз было так. Работал я себе на дядю, то есть, начинал на государство, потом государства не стало, а фабрика, вместе с котельной, которой я руководил, стала, потихоньку входить в рынок, да так, потом зашла, что земля ей пухом. Точнее, жилым микрорайоном. Но, в описываемый период, всё было вполне себе достойно, включая зарплату. Челночники ещё не завалили рынок турецкой одноразовой, а потому дешовой, обувью. Люди с руками отрывали нашу. Но, скорпионовский wind of change тогда вскружил голову почти всем и эти почти все примеряли на себя костюм бизнесмена. Многие, кстати, быстро сменили его на деревянный. Мои друзья прожили дольше, правда сегодня обоих уже нет, а тогда они получили от бывшего уже комсомола денежку и основали фирму. В сооснователи позвали несколько человек, включая меня. Не шмогла... Причин было несколько, но основная - народ попросил не увольняться, а зарплату я им (и себе, разумеется) сделал вполне приличную, менять шило на мыло не стал. А главное, я хотел открыться как производитель товаров, а не продавец. Тогда это было почти фантастикой. Помните ведь диалог братьев Багровых?

- А давай фирму откроем! "Братья Багровы"! Звучит? -

- Что делать будем? -

- Бизнес! Ну, все в общем!" -

Так и Сашки. Торговали всем, чем позволял бюджет и закон, от одежды и обуви, до спиртного. От всякой мелкой чешуи до узбекских ковров. А на момент, когда я, через несколько лет, к ним всё же пришëл работать, уже не партнëром, пусть и младшим, а начальником охраны, они как раз зашли на рынок лекарств. Совсем тогда слегка зашли, подчиняясь именно всеядности тогдашнего бизнеса. Но, там и остались, постепенно откинув с себя все остальные направления и создав собственную сеть аптек по городу. А город у нас миллионник. Ни разу не пожалели, хотя бывало всякое, но занимались этим, пока не покинули нас. Я, правда, ушëл от них быстро, продолжил поиски себя.

Второй раз столкнулся с фармой, когда мне позвонила моя подруга детства, с которой мы, на самой заре капитализма, успели неплохо поработать в плане торговли. Расстались тогда из-за разницы в амбициях. Меня устраивал тот уровень, подруга же всегда хотела каких-то пугающих высот. Надо сказать, что она довольно преуспела, вот только я считал и считаю, что ценой несоразмерной. Ну а тут она обратилась за помощью. Была у неë небольшая фармфирма, на самой нижней ступеньке пищевой цепочки в перекупе. Ниже лишь непосредственно аптеки по области. Она закупала в основном отечественные препараты у производителей и таких же перекупов и подала заявку на расфасовку готовых порошков. Техника уже закуплена, лицезию пытались получить. Вот под эту технику она меня и позвала, инженер-механик лишним не бывает. Но, главная проблема была с финансами. Куча долгов от аптек, а тут бухгалтер уволилась. До конца года рукой подать, а с должниками работать некому. Обозвала меня финансовым директором, с соответствующим окладом, но, по факту я и бухгалтер (программу с нуля за неделю освоил и экспедитор (два раза в неделю, к главным должникам с арбузом для заведующей аптеки и товаром гонял по области), ну, а когда оплата пошла понемногу, занялся наладкой оборудования. Теперь хоть знаю, как аскорбинку по пакетикам фасуют. С лицензией, как я и предупреждал, оказалось сложнее, чем с должниками, поэтому я к новому году уволился. Главную задачу сделал, чего просто так глаза мозолить. Зато своими глазами увидел, как формируются цены на низовом уровне. Это уже отнюдь не голубые фишки на бирже. Скорее, пролетариат фарминдустрии, выживавший, в том числе и за счёт спиртосодержащих настоек, чего греха таить. Сегодняшнюю картину не знаю, но не думаю, что сильно поменялось что-то. Период работы коротенький, но мотаться в дождь и снег по дорогам Среднего Урала, та ещё романтика. Один раз, под ночь уже, возвращались с севера в буран - куча машин в кювете. Красота!

Ещё из воспоминаний. В конце прошлого тысячелетия, начале нового, такие небольшие фирмы базировались на базе разных НИИ, сильно сдувшихся после Союза. Наша фирма так же арендовала такие помещения, благо хозяйка и все, кто был причастен, в этом институте и начинали трудовой путь. Там же, в подсобных помещениях был питомник ездовых собак, которые ходили к Северному полюсу, брали Эльбрус и пересекали зимой Байкал с юга на север. Красивые хаски, хоть я так и не привык к голубым глазам. Моя Найда, лайка из детства, была кареглазой, как и положено русским лайкам. А ещё в этом НИИ работали отцы двух известных свердловских поэтов, а один из них, впрочем, сам там отработал положенное.

Сложное у меня отношение к фарме. Но, без тех лекарств, которые меня заставляют пить доктора, меня бы давно не было.

Поэтому, всех честных и порядочных фармацевтов с праздником!

А тех, кто, купив ВОЗ, разводит больных людей на бабло, ждëт высший суд.