Текст 3.1
Арджуна сказал:
— Кришна, Ты утверждаешь, что тот будет счастлив, кто обратил сознание внутрь себя. Почему тогда Ты призываешь меня участвовать в битве?
Текст 3.2
С одной стороны, Ты велишь мне действовать во внешнем мире, с другой — зовешь к самопознанию. Разве эти пути не исключают друг друга?
Текст 3.3
Всевышний отвечал:
— Действовать бескорыстно и отстранится от мира разумом суть одно и то же — то два способа пробудиться от наваждений и припасть к Истине. Меж ними нет различия, они два отрезка одного пути.
Текст 3.4
Не прилагая труда, нельзя познать ни себя, ни что-либо иное. Не познав себя, нельзя обрести свободу. Перестав действовать, но имея желание обладать плодами мира, ты останешься рабом вещей. Свободен не тот, кто не имеет, но тот, кто не желает иметь.
Текст 3.5
Находясь в одном из трех состояний обольщения, нельзя прекратить действовать ни на мгновение. Потому для замутненного сознания предписаны очистительные действия.
Текст 3.6
Глупец и лицемер тот, кто ограничивает деятельность рук и ног, но сам размышляет о предметах чувств.
Текст 3.7
Мирянин, умом обуздавший чувства и не привязанный к плодам труда, выше лицемера, отказавшегося от деятельности. Действуя правильно, человек вырывается из пут заблуждений.
Текст 3.8
Бездействуя, нельзя поддержать своего существования. Потому лучше неумело выполнять свой долг, чем не выполнять его вовсе.
Разъяснение
Если человек верен долгу, но не ради плодов труда, его сердце постепенно очищается от корысти, и он порывает связь с суетным миром. Когда же душа превосходит состояние непривязанности и свободы, Всевышний призывает ее в Свою обитель бескорыстной преданности.
Текст 3.9
Труд не ради себя, но ради Всевышнего есть жертвоприношение. Всякая работа ради плодов приковывает к колесу рождения и смерти. Не вожделей к плодам труда, но исполняй долг как жертвоприношение. Бескорыстный труд ведет к преданности Высшему.
Когда Всевышний откроется тебе, ты обретешь чистую, ни с чем не смешанную преданность Ему.
Текст 3.10
Произведя на свет обитателей вселенной, творец велел им совершать жертвоприношения: «Чада мои, пусть жертвенный труд будет для вас убежищем. Творя жертвы, вы будете радоваться и процветать. Жертвуя, вы утолите все свои желания.
Текст 3.11
Жертвою добивайтесь благосклонности богов, и они, довольные вами, обеспечат вам успех во всех начинаниях. Взаимное расположение поможет вам пользоваться благами мира».
Текст 3.12
Боги — Мои наперсники в сотворенном мире. Они удовлетворят все твои потребности, если будут довольны твоею жертвою. С Моего ведома посылают они людям дождь, солнце и все, что необходимо для обильной пищи. Но кто наслаждается дарами природы, не предлагая их богам, совершает грех воровства.
Текст 3.13
Принимая в пищу остатки пяти жертвоприношений вселенским богам, праведная душа искупает пять грехов насилия. Скупцы, вкушающие дары природы лишь для своего удовлетворения, приобщаются к греху.
Текст 3.14
Живые существа растут от пищи, пища растет от дождя. Дождь происходит от жертвоприношения, а жертвенное таинство происходит от действия.
Текст 3.15
Действие рождается из Вед, Веды происходят из Безупречного Существа. За всяким жертвоприношением стоит Вездесущий Бог.
Текст 3.16
Если живое существо, сколь мудро и благочестиво оно ни было, нарушает этот порядок Всевышнего, оно, несомненно, живет во грехе и будет страдать за свои злодеяния.
Текст 3.17
Лишь тот, кто черпает счастье и радость внутри себя и полностью удовлетворен тем, что имеет, освобождается от обязанности исполнять долг. Он трудится, чтобы обеспечить свою плоть самым необходимым.
Текст 3.18
Кто мыслит себя частью мира сознания и живет внутри мира сознания, тот во внешнем мире не обретает благочестия, исполняя долг, и не навлекает на себя грех, пренебрегая долгом. В удовлетворении личных потребностей он не зависит от кого бы то ни было — ни от небожителей, ни от низших существ.
Текст 3.19
Итак, не привязывайся в мыслях к плодам труда, но исполняй предписанный тебе долг как данность. Действуя непрерывно, без вожделения к плодам, ты обретешь свободу. Впрочем, подлинно свободен лишь тот, кто безусловно предан Совершенной Истине — Всевышнему — и трудится бескорыстно ради Него.
Текст 3.20
Царь Джанака и многие мудрые люди исполнением долга достигли совершенной свободы. Поэтому исполняй свой долг хотя бы в назидание остальным.
Текст 3.21
Обычные люди склонны подражать великим. Любое мнение влиятельной личности они принимают как истину.
Текст 3.22
О воин, Мне, Царю царствующих, не к чему стремиться, ибо всё принадлежит Мне. Я, Владыка всего сущего, не связан долгом, но даже Я действую.
Текст 3.23
Если Я перестану действовать, люди, последовав за Мной, откажутся исполнять свой долг и тем погубят себя.
Текст 3.24
В обществе воцарится смута, на свет народятся нечестивцы. Я буду повинен в том, что загубил целые поколения.
Текст 3.25
Мудрый, чей разум обращен внутрь, должен действовать хотя бы для того, чтобы научить других действовать бескорыстно.
Текст 3.26
Приверженцы пути самопознания не должны смущать умы невежественных, привязанных к мирским удовольствиям людей назиданиями вроде: «Оставьте свой долг! Будьте свободны!» Напротив, мудрый действует во исполнение долга, но не привязывается к плодам труда. Так он вовлекает в благую деятельность обычных людей.
Текст 3.27
В действительности всякое деяние осуществляется (чувствами, приводимыми в движение) вещественной природой в ее трех состояниях. Но тот, кто не отличает себя от вещественной природы, себя настоящего от себя кажущегося, опрометчиво думает: «Я совершил этот поступок».
Текст 3.28
О сильнорукий, кто знает, что вещество существует в трех состояниях — умиротворения, возбуждения и помрачения — и что у каждого состояния есть своя движущая сила, а чувства и предметы ощущений относятся к разным состояниям единого вещества, тот не мнит себя деятелем. Такая душа понимает, что любое орудие чувств — ухо, кожа, глаз, язык и нос — управляется высшей силой и попросту занято поиском своего предмета — звука, поверхности, цвета, вкуса и запаха.
Текст 3.29
Сознание, плененное наваждениями, напоминает одержимого. Оно теряет рассудительность и пристращается к чувственным удовольствиям. Мудрый не должен смущать невежественных людей истинами об отречении и свободе. Пусть человек трудится, но не привязывается к плодам труда, ибо труд без привязанности делает тебя свободным.
Текст 3.30
Посвяти весь свой труд Мне, сознавая, что всеми твоими поступками управляет извечный Господь. В таком сознании ты избавишься от чувства собственности и скорби. Возьми оружие и сражайся, ибо в этом твой долг.
Текст 3.31
В ком живет вера в Мое слово, кто не завидует Мне и действует бескорыстно ради Меня, тот не связан ответственностью за свои дела, хотя и продолжает действовать.
Текст 3.32
Но кто завидует Мне и не слушает Моего слова, тот последний безумец. Такое живое существо пребывает в невежестве и обречено на гибель.
Текст 3.33
Даже ученый муж не в силах совладать с врожденными пороками и поступает как велит ему природа. Кто не слушает Мое слово, тот делается рабом дурных наклонностей. Он не боится ни закона веры, ни закона общества.
Текст 3.34
Хотя чувства тянутся к предметам чувств и увлекают тебя, ты не должен поддаваться соблазну. Чувства — злейший враг того, чья цель — познать себя и обрести свободу.
Текст 3.35
Лучше исполнять свой долг несовершенно, чем чужой безупречно. Знай, даже смерть во благо, если исполняешь свой долг. Но идти чужой дорогой небезопасно.
Разъяснение
Чистая преданность Господу — Тому, Кто вне добра и зла, — естественное состояние души. Даже если поступок преданной души кажется неблаговидным, он лучше любого «доброго» поступка, поскольку всякая мирская деятельность совершается под влиянием помрачения, возбуждения или просветления. Чистую преданность можно обрести лишь в обществе истинных святых. Чистая преданность — высшее достояние живого существа. Чистую преданность не в силах забрать даже смерть. Поскольку мирские «добрые» поступки делаются ради кого угодно, кроме Всевышнего, они ведут лишь к страху смерти.
«Кто отказывается служить Господу, тот совершает насилие над собственной природой. А кто противится собственной природе, тот оказывается в иллюзии. В иллюзии сознание мнит себя частью материи и отождествляет себя с внешней оболочкой. Находясь в мире внешних объектов, оно испытывает страх за свое тело, семью, друзей, имущество. Поэтому разумный, осознав бренность окружающего мира, предается Вечному Господу и служит Учителю, возлюбленному слуге Всевышнего, понимая, что слуга Всевышнего неотличен от своего Господина».
Шримад Бхагаватам, 11.2.37
Текст 3.36
Арджуна спросил:
— Господин мой, что заставляет живое существо совершать грех даже против собственной воли?
Текст 3.37
Всевышний отвечал:
— Тому виной похоть, что вызывает желание услаждать чувства. Если это не получается, похоть обращается в гнев. Она ненасытна и губительна. В здешнем мире нет ничего опасней похоти.
Текст 3.38
Как огонь слегка скрыт дымом, как зеркало покрыто слоем пыли, как плод полностью сокрыт в утробе матери, так сознание живого существа покрыто похотью разной плотности в зависимости от трех состояний обмана.
Текст 3.39
Похоть лишает знания. Она вечный враг того, кто стремится к истине. Точно ненасытный огонь, похоть пожирает рассудок.
Текст 3.40
Чувства, ум и разум — любимые места обитания твоего смертельного врага по имени похоть. Лишив живое существо разума, похоть поражает его ум и чувства и затем низвергает в трясину грубого вещества.
Текст 3.41
Потому, благородный воин, первым делом обуздай чувства, и тогда ты сможешь противостоять источнику греха — похоти, которая разрушает способность отличить сознание от вещества и сознание от Сверхсознания.
Текст 3.42
Мудрые говорят: над неодушевленными предметами стоят чувства, над чувствами стоит ум, над умом — разум, способность рассуждать. Над разумом стоит сознание — твоё вечное и подлинное «я».
Текст 3.43
Потому, доблестный воин, дабы одолеть похоть, ты должен начать с себя. Найди в себе разум, с помощью него умиротвори ум, с помощью ума обуздай чувства, и тогда предметы чувств не будут тебе опасны.
Шридхар Махарадж Бхагавад Гита «Невиданное Сокровище Безусловной Красоты». Глава 3 «Путь действия»
Перевод на русский язык: Бхарати Махарадж