Найти тему
Картины рассказывают...

Флейта в греческой мифологии

Древние греки считали, что музыка имеет божественное происхождение. Они использовали ее не только для развлечения и всякого рода мероприятий, но и придавали ей большое значение в очищении чувств и формировании характера.

А вот про флейту Аристотельговорил: "Флейта плохо влияет на дух человека — она слишком волнует".

Уж не знаю, почему у Аристотеля такое отношение к флейте. Ведь флейта имеет божественное происхождение.

Гай Юлий Гигин в своей книге, написанной около 300–400 гг. н. э., заявляет: "Говорят, что (Афина) была первой, кто сделал флейту из оленьей кости".

Афина, играющая на авлосе. С вазы IV века до н.э. Музей археологии, Ареццо, Италия
Афина, играющая на авлосе. С вазы IV века до н.э. Музей археологии, Ареццо, Италия

Правда, на вазе здесь изображена Афина, играющая на авлосе, древнегреческом духовом музыкальном инструменте. Но по старинной (дореволюционной) традиции русские переводчики с греческого переводят это название словом "флейта". Такая же традиция отмечается в английских переводах с греческого вплоть до конца XX века.

Так что буду и я называть придуманный Афиной интструмент флейтой.

А появление его связано с трагическим событием. Когда Афина, богиня войны и мудрости, узнала, что Посейдон полюбил Медузу, она превратила соперницу в страшное чудовище.

Что с ним произошло, хорошо известно - Медузу Горгону убил Персей. Естественно, с помощью все той же Афины.

НПерсей убивает Медузу, 17 в. Дротнинггольм, Швеция
НПерсей убивает Медузу, 17 в. Дротнинггольм, Швеция

У Медузы Горгоны были две сестры - Эвриала и Сфено.

Густав Климт. Три Горгоны, 1902. Бельведер, Вена, Австрия
Густав Климт. Три Горгоны, 1902. Бельведер, Вена, Австрия

Сестры убитой Медузы громко стенали и плакали. Их стоны услышала Афина и решила изготовить музыкальный инструмент, который бы повторил горестный плач сестер. Для этого она взяла оленью кость и сделала флейту.

Сней Афина отправилась на Олимп и заиграла перед богами. Гигин пишет: "Она пришла к пиршественному столу богов, чтобы играть на ней, но Гера и Афродита посмеялись над ней, потому что она посинела и надула щеки".

Обиженная Афина убежала в лес. Она попыталась сыграть снова сама. Внезапно она увидела свое отражение в ручье и поняла, что ее коллеги-богини были правы. С гневом она выбросила флейту.

Но не только выбросила, но и прокляла ее. Проклятие сурово накажет любого, кто возьмет флейту в руки.

Флейту же нашел сатир Марсий и научился на нем играть.

Элиху Веддер. Молодой Марсий, 1878. Музей американского искусства «Кристал Бриджес»
Элиху Веддер. Молодой Марсий, 1878. Музей американского искусства «Кристал Бриджес»

Марсий стал таким искуссным исполнителем, что осмелился вызвать на соревнование самого Аполлона.

Корнелис ван Пуленбург. Музыкальное состязание между Аполлоном и Марсием, 17 в. Музей Халльвюль, Стокгольм
Корнелис ван Пуленбург. Музыкальное состязание между Аполлоном и Марсием, 17 в. Музей Халльвюль, Стокгольм

Еще один пример того, что нельзя вступать в соревнование с богами. Все закончилось для Марсия трагично - Аполлон приказал содрать кожу с наглеца.

Джулио Карпиони. Аполлон и Марсий, 17 в. Частная коллекция
Джулио Карпиони. Аполлон и Марсий, 17 в. Частная коллекция

Существует и другой миф о появлении флейты.

История начинается с того, что Пан влюбился в нимфу по имени Сиринга Однажды, гуляя по лесам Аркадии, Пан увидел прекрасную нимфу Сирингу, дочь речного бога Ладона.

Пан сразу же почувствовал желание и решимость заполучить прекрасную нимфу для себя. Он погнался за ней.

Адам Эльсхаймер. Пан и Сиринга, ок. 1605-1610
Адам Эльсхаймер. Пан и Сиринга, ок. 1605-1610

Сиринга была искусной охотницей, которая могла быстро передвигаться по лесу и могла выдержать долгий забег. Она быстро бегала, но и Пан мог долго бежать по лесам и горам, не уставая. Он преследовал Сирингу несколько дней по холмам, горам, лесам и долинам Аркадии.

Сиринга была измотана. Она побежала к реке, где умоляла своего отца, речного бога Ладона, помочь ей. За мгновение до того, как Пан схватил ее, она превратилась в дикий болотный камыш.

Жан-Франсуа де Труа. Пан и Сиринга, 1733. Частная коллекция
Жан-Франсуа де Труа. Пан и Сиринга, 1733. Частная коллекция

Разгневанный Пан долго сидел на берегу реки, обезумев от горя о своей потерянной любви. Но тут поднялся ветер и зашумел в камыше. Пан услышал волшебный звук, который напомнил ему сладкую мелодию голоса Сиринги.

Пан сорвал стебель камыша и сделал из него музыкальный инструмент, который всегда потом носил с собой. И в минуты печали играл на нем, вспоминая Серингу.

Так, говорят, и появилась флейта.