Древние греки считали, что музыка имеет божественное происхождение. Они использовали ее не только для развлечения и всякого рода мероприятий, но и придавали ей большое значение в очищении чувств и формировании характера.
А вот про флейту Аристотельговорил: "Флейта плохо влияет на дух человека — она слишком волнует".
Уж не знаю, почему у Аристотеля такое отношение к флейте. Ведь флейта имеет божественное происхождение.
Гай Юлий Гигин в своей книге, написанной около 300–400 гг. н. э., заявляет: "Говорят, что (Афина) была первой, кто сделал флейту из оленьей кости".
Правда, на вазе здесь изображена Афина, играющая на авлосе, древнегреческом духовом музыкальном инструменте. Но по старинной (дореволюционной) традиции русские переводчики с греческого переводят это название словом "флейта". Такая же традиция отмечается в английских переводах с греческого вплоть до конца XX века.
Так что буду и я называть придуманный Афиной интструмент флейтой.
А появление его связано с трагическим событием. Когда Афина, богиня войны и мудрости, узнала, что Посейдон полюбил Медузу, она превратила соперницу в страшное чудовище.
Что с ним произошло, хорошо известно - Медузу Горгону убил Персей. Естественно, с помощью все той же Афины.
У Медузы Горгоны были две сестры - Эвриала и Сфено.
Сестры убитой Медузы громко стенали и плакали. Их стоны услышала Афина и решила изготовить музыкальный инструмент, который бы повторил горестный плач сестер. Для этого она взяла оленью кость и сделала флейту.
Сней Афина отправилась на Олимп и заиграла перед богами. Гигин пишет: "Она пришла к пиршественному столу богов, чтобы играть на ней, но Гера и Афродита посмеялись над ней, потому что она посинела и надула щеки".
Обиженная Афина убежала в лес. Она попыталась сыграть снова сама. Внезапно она увидела свое отражение в ручье и поняла, что ее коллеги-богини были правы. С гневом она выбросила флейту.
Но не только выбросила, но и прокляла ее. Проклятие сурово накажет любого, кто возьмет флейту в руки.
Флейту же нашел сатир Марсий и научился на нем играть.
Марсий стал таким искуссным исполнителем, что осмелился вызвать на соревнование самого Аполлона.
Еще один пример того, что нельзя вступать в соревнование с богами. Все закончилось для Марсия трагично - Аполлон приказал содрать кожу с наглеца.
Существует и другой миф о появлении флейты.
История начинается с того, что Пан влюбился в нимфу по имени Сиринга Однажды, гуляя по лесам Аркадии, Пан увидел прекрасную нимфу Сирингу, дочь речного бога Ладона.
Пан сразу же почувствовал желание и решимость заполучить прекрасную нимфу для себя. Он погнался за ней.
Сиринга была искусной охотницей, которая могла быстро передвигаться по лесу и могла выдержать долгий забег. Она быстро бегала, но и Пан мог долго бежать по лесам и горам, не уставая. Он преследовал Сирингу несколько дней по холмам, горам, лесам и долинам Аркадии.
Сиринга была измотана. Она побежала к реке, где умоляла своего отца, речного бога Ладона, помочь ей. За мгновение до того, как Пан схватил ее, она превратилась в дикий болотный камыш.
Разгневанный Пан долго сидел на берегу реки, обезумев от горя о своей потерянной любви. Но тут поднялся ветер и зашумел в камыше. Пан услышал волшебный звук, который напомнил ему сладкую мелодию голоса Сиринги.
Пан сорвал стебель камыша и сделал из него музыкальный инструмент, который всегда потом носил с собой. И в минуты печали играл на нем, вспоминая Серингу.
Так, говорят, и появилась флейта.