Не заткнусь.
Доброй ночи!
Самый популярный ответ на мои комментарии к педагогическим статьям представлен в заголовке.
Все почему-то считают, что если я не работала в школе, то своего мнения у меня быть не должно и в дзен.
- Как ребёнок, учащийся в школе, я прав на своё мнение не имела никогда.
- Как родитель, тоже никогда их иметь не буду.
- А учителем конкретно сегодня, конкретно в школе, я становиться не хочу.
Есть очень много причин на это, и ни одной нет в противовес.
В интернете, и в частности, в дзен, существует два негласных лагеря: лагерь педагогов-учителей и лагерь родителей, не имеющих педагогического образования.
Эти два лагеря постоянно враждуют и пишут друг другу гадости.
Поэтому услышать мнение другого человека, задуматься над ним и сделать выводы - это не про дзен. По крайней мере, в теме "образование". Тут каждый слышит только себя и никого/ничего больше.
Но давайте рассмотрим шире.
Вообще, по идее, в образовательном процессе участвуют три стороны : дети, родители и учителя. Это если мы про образование несовершеннолетних. Если это курсы для взрослых, тогда две стороны: учитель и ученик. Но там конфликтов обычно меньше, так как стороны действуют напрямую и обе они имеют достаточный жизненный опыт.
В основном, конфликты в школе.
В садах их меньше, там оценок нет. В колледжах и вузах тоже не так много, так как там всё просто : не сдал - до свидания, никто не держит. Это не школа, которая обязательна, и за отсутствие образования в которой ( хоть С.О.,хоть очно) ребёнка имеют право изъять из семьи. Если б ни последнее обстоятельство, конфликтов было бы в разы меньше - есть целые поколения, которым образование не нужно совершенно, даже начальное. Это скорее конфликт государства и семьи, а не семьи и школы. Школа тут просто выполняет функцию социального института. А есть семьи, где образование нужно, но они сами его прекрасно дадут, без всяких ЕГЭ и прочего мусора, но так тоже у нас нельзя.
Когда я училась в педвузе, у нас одно из заданий заключалось в просмотре фильма "Школа Саммерхилл" и написании по нему рецензии.
Обязательно посмотрите этот фильм.
Всю суть объяснять не буду, но если кратко, там ТАК можно. В смысле, не сдавать никакое ЕГЭ, а просто строить кораблики и получить аттестат. А у нас нельзя. Любыми способами, платно-бесплатно, а ЕГЭ сдать надо.
Правильно ли это, Бог его знает.
Я думаю, что не совсем .
Поверьте: можно не понимать математику и быть прекрасным человеком, гражданином своего общества. Запросто.
Но у нас в стране другое мнение и другие законы. Которые мы обязаны соблюдать во избежание негативных последствий.
Так вот.
В школьном образовании три стороны. И каждая сторона видит этот процесс по-своему. И каждая имеет право на своё мнение, а также на его выражение в приемлемой, культурной форме. Культурная форма - это когда без криков, драк и мата, а не когда нельзя возразить, а можно только поддакивать.
Даже на мячик волейбольный с трёх сторон посмотришь и он разный. На глобус так и подавно. А тут школа.
Человек, который орёт и человек, на которого орут - это же разные ситуации, даже залоги в английском языке разные. И мнения у них будут разные, это логично.
Как понять друг друга, если все будут молчать и поддакивать?
Я уже писала о том, что нашей школе русской не хватает главного - взаимоуважения. У нас всё время перекосы то в одну, то в другую сторону.
В нулевых учителя травили детей и родителей, а родители не давались, переходили на сторону учителя и вместе с ним травили своего ребёнка. Потом процесс пошёл в обратную сторону: те дети выросли и теперь они травят учителей, выставляя своего ребёнка всегда правым в любом конфликте. Раньше главное было не уронить лицо перед сильным, травя слабого и беззащитного. Теперь идёт бездумное вымещение прошлых обид. Хотя процесс этот идёт на убыль: общество, государство и школа в их лице всё сильнее закручивает гайки, и мы видим немало случаев, когда родителям уже не удалось отстоять интересы своего ребёнка. Почитайте о них в сети, если есть желание.
А я буду продолжать писать о том, о чем хочу, в том числе о школе.
- С позиции ученика - потому что 9 лет там училась и прекрасно помню всё. Даже кошмары иногда до сих пор снятся.
- С позиции родителя - так как мой ребёнок уже является частью образовательной системы, и мне есть, что сказать. (Увы, не всегда это будет восторг). А школьником он станет через какие-то пару лет. И я планирую ещё детей :-)
- И с позиции педагога.
Да, пусть я не учитель, моя должность называется по-другому, "старший преподаватель", не доцент, не кандидат. Но это не значит, что я не педагог. Пусть я не работаю на данном этапе жизни в конкретной школе, зато я работаю с последствиями этой школы. С детьми, которые могли бесплатно учиться и быть самими собой, а современная система слишком рано сделала из них студентов поневоле.
Им сложно приспособиться к новому ритму и статусу, тратить 2-3 часа на дорогу, сидеть на полуторочасовых лекциях и воспринимать большой объём материала с периодичностью раз в две недели. Они и в школе-то с трудом учились, все знают, с каким средним баллом сейчас идут в коммерческие колледжи.
У многих ребят не сформированы элементарные общеучебные навыки. Чем они занимались 9 лет в школе? Да, ничем. Че с ними париться, они ж дураки, их бы выгнать выпустить, а дальше как хотят!
А мы тут их берём и начинаем сначала.... С того, чему в первом классе должны обучать. А что нам остаётся? Это наш выбор, нам он нравится. Иначе бы мы не работали в этом месте.
А родители....
Виноваты ли они? Виноваты, конечно. Но вот тут какая вещь...
Родителей в школе на уроке нет.
Нет их там. Там учитель главный, учитель учит, учитель организует процесс. Дома родители сколько угодно могут говорить ребёнку о правилах, если учитель не может справиться и организовать класс, родители тоже ничем не помогут. Ну, только если на уроке сидеть будут рядом со своими детьми.
Именно поэтому я в 99% случаях на стороне детей и родителей, а не педагогов. Исключение - коллеги, ведь мы делаем общее дело и должны друг друга уважать. У нас разные взгляды и системы, и у нашего учебного заведения немало недостатков, про которые я, конечно же, когда-нибудь расскажу. Но плюсов набирается больше. Намного.
Продолжение следует.