Найти в Дзене
Znysila

Взаимоуважение – то, чего не хватает школам России.

Оглавление

Доброй ночи!

Многие люди высказывают свои гипотезы относительно образования.

  • Что лучше.
  • Что хуже.
  • Что в какую сторону менять.

И очень многие вспоминают советскую школу и то, как там было всё правильно и хорошо. Дисциплина, форма, игнорирование чувств, забитые личности… Ой, уже не туда.

Как было хорошо ... наверное...
Как было хорошо ... наверное...

А сейчас всё так плохо – распущенность, снижение учебной мотивации и многое, многое, многое.

Скажу неприятную вещь. Если бы советская система была хорошей, ни один министр не смог бы её разрушить. А разрушили её сами люди. А конкретно – родители. А кто они, современные родители? А это как раз те забитые дети ранней постсоветской эпохи, которые выросли и заимели своих детей.

«Когда у меня будет ребёнок, я ни за что не буду его наказывать, ругать и обижать», «Меня заставляли, и я несчастен. Не жалею такого своему ребёнку». Вот и доигрались.

А что получили? Учитель – бесправное существо, которое должно пресмыкаться под детьми. Уважение на нуле. Учителя можно оскорбить, послать, снять на видео и выложить куда угодно (с текстовыми и звуковыми эффектами, разумеется). А сам учитель не имеет право ни на что. Весь класс будет страдать от дурачеств одного шутника, а учитель не может ничего сделать. Он должен «заслужить» хоть какой-то авторитет, чтобы цари соизволили вынуть бананы из ушей. В результате у нас недобор учителей, а наиболее толковые идут на репетиторство и платные курсы. Почему? Всё просто: оттуда можно выгонять. Мешает, срывает занятия – отчисляют. Да, потеря клиента. Но это несравнимо с потерей хорошего педагога. А из школы, как известно, отчислить никого нельзя.

Обидно? Несправедливо? Ужасно? Всё так. А теперь отмотаем на 15-20 лет назад.

Урок в московкой школе. Работа в классе по учебнику. Материал новый. Чтение параграфа и ответы на вопросы по ходу чтения. Учитель задал вопрос. Ученик смотрит не туда, не может найти абзац. Реплика учителя «В каждом классе есть уроды».

Ещё. Класс слушает объяснения учителя. Учитель авторитарный, писать в тетрадь запретил. Слушать, только слушать. И всё равно, у кого какой канал восприятия доминирует. Ученица за первой партой смотрит на доску и слушает. Не пишет, не играет в телефон, не смеётся. А теперь то, что слушали, делаем в тетради сами. Она не запомнила. Поворачивается к соседям, потому что пустой лист вызовет гнев учителя. Коллективный разум воспроизводит алгоритм неправильно. Реакция учителя «Ты не слушала». Обида, уход ученицы из класса. Учитель (вслух) «Ну и пожалуйста».

И много много примеров обезличенных и стёртых временем.

Унижение человека у доски.
Высмеивание ученика всем классом с подачи учителя.
Игнорирование оскорблений от парней в сторону девушек в ходе урока.
«Доска позора» с фамилиями людей, которые что-то сделали не так.
Выдача информации классу, которая была получена в приватной беседе с родителями. «Меня бьют дома» - «Я звонила его маме: никто его не бьёт».
Зачитывание вслух неудачных сочинений.

Много, много всего. События стираются, чувства остаются.

Ну что, ТАК получается правильно?

На самом деле школе (и прошлой и настоящей) не хватает самого главного – взаимоуважения.

В начале 2000-х детские психологи массово стали говорить об уважении к личности ребёнка. Доигрались, перегнули. Теперь под угрозой уважение к личности педагога. А было бы взаимоуважение (и на законодательном уровне тоже), было бы совершенно по-другому. А при взаимной эмпатии вообще красота бы была, но к ней, увы, не все способны. Так что остановимся хотя бы на взаимоуважении.

Причём, это пресловутое взаимоуважение не является чем-то фантастическим. Напротив, оно очень развито в высших учебных заведениях. У меня даже были мысли о том, что хорошо бы школам перенять вузовскую воспитательную модель.

То есть чисто школьные формы работы (урок, объяснение) конечно же нельзя заменять на чисто вузовские (лекции, экзамены), так как дети, например, 5-6 классов, совсем не могут работать по данным формам, им будет крайне сложно, что снизит результативность. А вот именно воспитательную модель перенять можно было бы, если бы не два обстоятельства

  1. Из вуза можно отчислить, а из школы нельзя
  2. Студент может сам выбирать и менять вуз, а школьник не может сам ничего.

Поэтому, полностью перенять вузовскую воспитательную систему нельзя. Но повысить взаимоуважение – можно.

Взаимоуважение
Взаимоуважение

Несомненно, уважение к старшим должно закладываться ребёнку в семье. Ребёнок должен соображать, что папа и мама немного дольше живут в этом мире, и многое уже поняли. Также к моменту начала школьного обучения у ребёнка должен быть сформирован ряд мотивов – познавательный, социальный и нравственный. Ребёнок должен понимать, что такое познание, зачем оно нужно и зачем он идёт в школу.

И он должен понимать, что такое коллективная работа, уметь ждать, уступать, и где-то пересиливать себя. Но это всё, на самом деле, элементарные вещи. Кем бы он ни стал после школы, ни на одной работе и ни в одном коллективе не выживают люди без этих элементарных навыков.

А что же тогда должен учитель? Я думаю, что уважать ученика. Без громких слов про личность, права, конвенции и так далее. Просто уважать. Как коллегу. Как человека. Как менеджера какой-нибудь турфирмы. Как случайного прохожего, спрашивающего дорогу. Как пожилую женщину в очереди к врачу. Ведь на этих людей вы не срываетесь? Не называете их уродами ни за что? Вот тут тот же принцип, с человеком – по-человечески.

Но, справедливости ради, стоит отметить, что таких учителей не так много осталось. Всё чаще можно встретить ситуации, когда педагог отнёсся по-человечески, а вот дети как-то по-иному. Но сути дела это не меняет. Допустим, произойдёт переворот в образовании, и учителям вернут утраченные права. Кто может гарантировать, что они не станут себя вести так же, как 15-20 лет назад?

Взаимоуважение – это то, чего не хватает современной школе. И если она это не поймёт и не исправится, то превратится в вечно качающийся балансир, растеряв при этом все свои социально положительные функции.

балансиры
балансиры

Про мои идеи по достижению взаимоуважения я напишу отдельно.

Спасибо всем небезразличным родителям! Жду ваших мнений в комментариях!

До новых встреч!