Найти в Дзене

Как мне обещали двойку на экзамене

Очередная история о том, что не надо бояться экзаменов и злых преподавателей. Утешаю учеников и их родителей. Итак. Я была хорошая девочка. В институт поступила, потому что любила литературу и психологию. Нет, в школе я работать не собиралась, но училась старательно. И на втором курсе у нас началась интересная психология! Неинтересная у нас была постоянно, все пять лет обучения. А вот интересная – только на втором! Психоанализ! Фрейд! О! Толкование сновидений! Бессознательное! Сублимация! На лекциях был аншлаг. Оказывается, если все студенты явились на лекцию, то стульев не хватает! Их приносят из других аудиторий и пристраиваются к подоконникам или третьим на парту. Кому такое надо? Поэтому никто не опаздывает. Все бегут занимать места заранее! А преподавателем у нас была настоящий психолог! Психоаналитик! Демоническая женщина в хорошем смысле слова. Настоящий специалист, учившийся у настоящих специалистов. Я серьезно. Мы ее боялись. Это вам не убогая возрастная психология с унылыми в

Очередная история о том, что не надо бояться экзаменов и злых преподавателей. Утешаю учеников и их родителей. Итак.

Я была хорошая девочка. В институт поступила, потому что любила литературу и психологию. Нет, в школе я работать не собиралась, но училась старательно.

И на втором курсе у нас началась интересная психология!

Неинтересная у нас была постоянно, все пять лет обучения.

А вот интересная – только на втором!

Психоанализ! Фрейд! О! Толкование сновидений! Бессознательное! Сублимация!

На лекциях был аншлаг. Оказывается, если все студенты явились на лекцию, то стульев не хватает! Их приносят из других аудиторий и пристраиваются к подоконникам или третьим на парту.

Кому такое надо? Поэтому никто не опаздывает. Все бегут занимать места заранее!

А преподавателем у нас была настоящий психолог! Психоаналитик! Демоническая женщина в хорошем смысле слова. Настоящий специалист, учившийся у настоящих специалистов. Я серьезно.

Мы ее боялись.

Kandinsky только так умеет демоническую. Взрослая и демоническая - никак.
Kandinsky только так умеет демоническую. Взрослая и демоническая - никак.

Это вам не убогая возрастная психология с унылыми возрастными потребностями! Это чтение мыслей и волшебство!

Нам рассказывали кейсы клиентов, среди которых были бандиты (93-й год на дворе!) и женщины с пониженной социальной ответственностью. У них действительно много психологических проблем и много денег.

А на практических занятиях мы не просто пересказывали учебники, а толковали сны с точки зрения Фрейда или Юнга. Проводили психологические опыты и вызывали измененное состояние.

Как мы хотели быть психологами!

На самом деле 90% попавших на мой факультет поступали на психологию, но не прошли по конкурсу (4 экзамена на пятерки!). И я в том числе.

И вот пришел экзамен!

Зимняя сессия всегда зловещая. Темно, холодно. Холодно на улице. Автобусы не ходят. В институте ледяные батареи. Мы сидим на занятиях в верхней одежде и постоянно чего-то боимся.

Для экзамена нам выдают на кафедре список вопросов – их надо переписать, т.к. ксерокс в институте появится чуть позже. И он дорогой, ксерокс!

Я девочка хорошая: билеты просматриваю заранее. Понимаю, что 30 вопросов из 70 я уже знаю, прямо сейчас. 20 – знаю, где найти. Выучу перед экзаменом.

И 20 вопросов – вообще ни о чём. Этого точно нет в доступных учебниках. Этого точно не давали на лекциях (я всё писала!). Никаких интернетов нет и еще долго не будет.

Вот для этого и нужны консультации перед экзаменом.

Консультация. Начало января. Естественно, половины группы нет. Так можно. Только заботливые тётушки – преподаватели русского – сами всё расскажут и продиктуют нерадивым студентам. Демоническая женщина - психолог молча ждет наших вопросов. Группа молчит. Группа даже не заглядывала в билеты. Группа еще не знает, что ни в одной лекционной тетради нет 20 вопросов.

А наша главная отличница и умница (кстати, она потом стала психоаналитиком!) на консультацию не пришла, т.к. реально всё знала.

Я задаю первый вопрос. Получаю ответ.

Я задаю второй вопрос. Получаю ответ. И вообще, мол, это всё было на лекции.

Я задаю третий вопрос. Группа безмолвствует. Группа пришла напомнить свои лица экзаменатору и изобразить интерес к предмету.

Я задаю четвертый вопрос. И пятый. И еще…

Преподаватель недовольна. Тупые вопросы (нет, она так не говорила, она так смотрела), слабая группа. Противная девочка Наташа Долгова (а я такая).

- Ну всё, - говорит преподаватель. – Последний вопрос. Идите и учите, у вас есть список литературы.

Список есть. Литературы нет! Она вся в областной библиотеке. Её час выписываешь из каталога, который занимает несколько комнат, час ждёшь, а потом обнаруживаешь, что она на руках у студентов из другой группы. Потому что нас 100 человек сдает психологию, а книга одна.

Надо было раньше читать? Так в течение семестра было то же самое! И хорошо, если нужные страницы в книге были на месте. Их ведь и вырвать могли предыдущие поколения студентов.

И Новый год. Библиотека работает по самому странному графику.

Последний вопрос.

Я точно его помню! Интуиция по Юнгу. Ничего не помню про интуицию. В лекции было буквально два предложения. Вот и спрашиваю.

Kandinsky так видит интуицию
Kandinsky так видит интуицию

Преподаватель закатывает глаза и добавляет еще два предложения. Ну всё же интуитивно понятно. Идите учите.

- А Вы можете на экзамен не приходить! На двойку Вы уже наговорили! Судя по вопросам…

Это мне. За день до экзамена. Прямым текстом.

Группа в шоке. Я вообще-то отличница.

Но я на втором курсе! И психология мой любимый предмет! Я не иду плакать, я иду готовиться. Говорю себе: «Ну ладно. Меня отчисляют. Наверное. Можно поступить на следующий год куда-нибудь. Зато я учила очень интересную психологию! Вот!»

На экзамене я тяну билет. Первый вопрос. Что-то там. Я рассказываю что-то там. Второй вопрос «Интуиция по Юнгу». И тут демоническая женщина начинает ржать! В голос!

Она не дает мне рассказать ничего, рисует в зачетке "отл" и говорит: «За интуицию!»

Группа в шоке. Потому что про двойку все слышали, а конского ржания от этого преподавателя старожилы не припомнят.

Так вот.

Это то, что нужно знать о вузовских преподавателях. Это то, что нужно знать о себе.

Да, я произвожу плохое впечатление. И это нормально.

Мне не хочется поставить лишнюю пятерку. И это нормально.

Пятерку мне придется заработать. И не только пятерку. И это нормально.

Преподаватели могут обещать кары, громы и молнии, но действуют они, как правило, по закону. Закон обычно справедлив.

И это не единственный раз, когда мне обещали двойку и отчисление. Лично мне обещали это каждый год.

В моём красном дипломе две четверки. И я их заслужила.