С 2021 года в России действует обязательная маркировка одежды и текстиля. В 2024 году список товаров, подлежащих маркировке, был расширен. Что это значит для производителей, импортеров, оптовиков и ритейлеров? Давайте разбираться.
Кто должен маркировать одежду?
Закон о маркировке одежды и текстиля распространяется на всех участников рынка легкой промышленности: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые производят, импортируют, продают оптом и в розницу подконтрольные товары. Размер бизнеса и формат торговли не имеют значения. Все участники оборота должны зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак», подключиться к электронному документообороту и работать по-новому. Центр Автоматизации поможет подключиться к системе маркировке за 1 день под ключ – оборудование, софт, ЭЦП, ОФД, регистрация в Честном знаке и ЭДО в одном месте.
Какие текстильные товары подлежат маркировке?
В 2024 году маркировке подлежат почти все изделия легкой промышленности, включая экошубы и другую одежду из искусственного меха и фетра, пальто, куртки, плащи, ветровки, мужские, женские и детские костюмы, рубашки, блузки, пиджаки, брюки, бриджи, шорты, юбки, платья, комбинезоны, свитеры, жилеты, шарфы, галстуки, лыжные и спортивные костюмы, а также спецодежда. С полным списком одежды, подлежащей маркировке, Вы можете ознакомиться ниже:
Здесь представлен список одежды, подлежащей маркировке в 2025 году:
Что такое код маркировки и как он выглядит?
Каждый текстильный товар маркируется уникальным двумерным кодом Data Matrix, который наносится на потребительскую упаковку, этикетку или ярлык. Data Matrix — это графический код, который можно отсканировать с помощью мобильного приложения «Честный знак». Он содержит информацию о товаре, такую как место, дата и время производства, процесс перехода от собственника к собственнику, дату и место продажи одежды.
Графический Data Matrix часто путают с более привычными QR-кодами и линейными штрихкодами. Однако в системе маркировки используется только Data Matrix. Он генерируется «Честным знаком», поэтому нанести на одежду какой-то другой код не получится.
Участники оборота, обмениваясь электронными УПД, передают коды маркировки не в графическом, а в текстовом виде. В Data Matrix зашифрованы международный код маркировки товара GTIN, индивидуальный серийный номер товара, ключ и код проверки (криптохвост).
Чтобы не столкнуться с проблемами при продаже таких товаров, важно заранее подготовиться к новым требованиям. Вот несколько шагов, которые помогут вам успешно работать с маркировкой одежды:
- Приобретите принтер этикеток. При выборе оборудования учитывайте объем печати этикеток. Для больших объемов потребуется более мощный принтер.
- Выберите оборудование для приема и отгрузки товаров. Выбор зависит от размера вашего склада. Если у вас крупный склад и большие поставки, то лучше выбрать терминал сбора данных (ТСД). Если же у вас небольшой склад или мелкие поставки, можно ограничиться сканером штрихкодов.
- Обеспечьте электронный документооборот. Чтобы принимать и отгружать маркированные товары и передавать информацию в систему «Честный знак», потребуется сервис электронного документооборота (ЭДО), например 1С-ЭДО, который легко интегрируется с другими программами 1С.
- Обновите программное обеспечение на кассе. Проверьте свою онлайн-кассу по инструкции. С обновлением программного обеспечения помогут специалисты Центра Автоматизации.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете обеспечить успешную работу с маркировкой текстиля и одежды и избежать проблем с законодательством. Не забывайте, что соблюдение требований маркировки помогает защитить права потребителей и повысить доверие к вашему бренду. А избежать штрафы поможет Центр Автоматизации. Маркируем товары за 1 день с учетом всех законодательных изменений.