Самое известное место Священного Писания, которое говорит о таком понятии, как смертный грех – первое послание от Иоанна. Апостол повелевает христианам молиться за всех собратьев, согрешающих не к смерти, и уточняет, что существует грех смертный.
Понятие это развивалось с течением истории Церкви трудами святых отцов-пустынножителей, а закрепил его святой Евагрий Понтийский. Он упоминал семь злых мыслей, которые недопустимы для христианина. Это мысли гордые, жадные, гневные, завистливые, блудные, чревоугодные и унылые.
Иоанн Кассиан был учеником Евагрия и автором книги о правилах общежительного монашества. В этой работе впервые были записаны ныне известные всем названия семи групп смертных грехов, а классификация стала популярной в западной Церкви. Она вдохновляла на соответствующие произведения искусства таких известных католиков, как Данте Алигьери и Иеронима Босха.
Смертный грех – это деяние, которое наносит душе рану, требующую восшествия Господа Иисуса Христа на крест. Если вдруг нераскаянный человек, согрешивший смертным грехом, умрет, участью его души будет ад, в котором он будет мучаться от своей страсти.
Рассмотрим каждый смертный грех по отдельности. Мы можем заметить, что все они тесно переплетены и взаимозависимы.
Первый гордец – это главный бес, самое первое разумное существо, отступившее от Бога. Дьявол захотел стать богом, подобным Создателю. Гордый человек, уподобляясь бесу, мнит себя самым лучшим из людей по причине своего ума, достижений и даже безо всякой объективной причины. Он может с презрением относиться к тем, кто этого часто не заслуживает. Падшие ангелы испытывают темную радость, когда им удается заразить гордостью христианина.
Такой верующий гордец мнит себя более добродетельным, чем его многие другие духовные собратья. Это одна из разновидностей духовной болезни, называемой прелестью.
Страсти гордости христианская мысль противопоставляет добродетель смирения. Смиренный человек осознает, что все его личное имущество, достижения, здоровье, интеллектуальные способности и душевная радость – это собственность Бога. Единственной своей собственностью смиренный человек считает личный разумный и свободный выбор в нравственных и других жизненных моментах. Всякий, кто смирился, с благодарностью принимает незаслуженные оскорбления и унижения. Тот же, кто имеет в прошлом грехи, смиряется с пренебрежением к себе, считая его спасительным крестом. Эта добродетель чужда своеволию, и ее обладатель любит упражняться в послушании.
Жадные люди чужды милости, именно за которую, по евангельскому пророчеству, Господь Иисус Христос и помилует христиан на Страшном Суде. Этот грех смежен с таким безумием, как сребролюбие – грубое или тонкое – накопление неиспользуемых финансов (порой несметных) или мелочность в денежных отношениях с людьми. Жадинам противопоставляют тех, кто обладает добродетелью нестяжания, а также щедрых и милостивых людей.
Гневливый человек – потенциальный убийца. Его духовное повреждение идет рука об руку с гордостью. Гневливец плохо умеет терпеть немощи ближних, на которые он постоянно раздражается. Страсти гнева противопоставляют добродетель кротости, которая увенчивается даром безгневия.
Завистливый человек не находит себе покоя от радостей других людей: их материального благополучия, красоты, силы, семейного счастья. Название страсти имеет корень -вид- (глаголы с этим корнем – вижу, ненавижу, завидую). От этого порока до дьявольской ненависти – всего один шаг. Зависть запрещает ветхозаветная заповедь, предостерегающая человека от желания жены и имущества своего ближнего. Действительно, порой завистник доходит до буквального безумия и хочет себе не точно такого же блага, что есть у ближнего, а конкретно того, которым ближний обладает.
Зависти противопоставляется добродетель любви, которая может, в свою очередь, произойти от уважения к ближнему за его достижения. Любовь идет рука об руку со смирением и говорит добродетельному человеку, что другие люди заслуживают больших благ, чем он сам. Поэтому всякий причастный любви радуется за счастье окружающих.
Блудники зависимы от телесных удовольствий, связанных с репродуктивной функцией организма. Блудникам обычно противопоставляются целомудренные люди. Хотя некоторые мыслители называют добродетель, которой лишены блудники, чистотой. По их мнению, слово "целомудрие" означает то же самое, что словосочетание "целостная мудрость". Чистота – лишь составляющая этой добродетели.
Чревоугодники – это люди, зависимые от изысканных вкусовых ощущений, чрезмерного употребления еды, напитков и прочего. В наши дни под чревоугодием, в первую очередь, следует понимать наркоманию, пьянство и курение. Чревоугодники находятся по другую сторону от добродетели воздержания. Воздержанный человек не только не употребляет вредных веществ, но и питается, только когда голоден и прекращает прием пищи, когда насытился. Настойчивые попытки заставить употребить еду своих уже сытых гостей или детей будет безлюбовностью и искушением.
Унылый человек чужд жизненной радости. Он не благодарен Богу за то, что имеет, считает себя достойным большего, ропщет на Бога и обвиняет Его в своих неудачах. Уныние часто сопровождается мыслями о самоубийстве и даже приводит к этому непрощаемому греху. Всякому унывающему стоит приобретать добродетель трезвения.