Любое путешествие начинается с подготовки к нему. Более того, успех любого мероприятия напрямую зависит от готовности к нему каждого участника.
Типичная картина группового заезда выглядит так: на старте собирается человек 20 и в ходе личного общения выясняется то, что кто-то даже не завтракал. Допустим, встреча на вокзале в 8 утра и до него нужно добираться 1 час. Встать нужно в 6 утра, а не хочется. Встаём в 7 и без завтрака мчимся на встречу в надежде, что магазин будет сначала, а не потом.
Но это ещё пол-беды. Многие приезжают на старт вообще без еды при том, что за спиной находится увесистый рюкзак. Насос, камеру и мультитул для велосипеда положили, а для себя что взяли, телефон и куртку?
Частично решить данные оплошности помогает посещение магазина на старте. Частично потому, что булочка со сникерсом и газировкой не сможет заменить полноценного завтрака, поездка начнётся в голодном состоянии, что однозначно испортит общее впечатление от неё. После булочки как-то не очень хочется трястись по грунтам 20 или лететь по асфальту 25 км/ч.
Неготовность велосипедиста к поездке имеет и гораздо более серьёзный минус для всей группы — выход из графика. Вместо того, чтобы со старта сразу отправиться в путь, нужно затратить время на закупку еды в магазине. Мог это сделать каждый участник накануне вечером?
В случае супермаркета примем полторы минуты на велосипедиста. При 20 человек выходит 30 минут. Не много ли взял?
Проверьте сами. Нужно поставить велосипед, выбрать товар, пробить его в кассе с учётом других покупателей, съесть часть купленного, а остальное запаковать в рюкзаки и сумки или перелить в велобачки, надеть рюкзаки и закрепить на велосипеде сумки.
Если в качестве магазина выступает маленький вариант в селе с одним продавцом, то на одного велосипедиста может уйти 4-5 минут.
Обычно бывает так: организатор говорит, что покупаем только воду, ничего сейчас не едим и через 5 минут выезжаем. На практике выезжаем минут через 15-20 минут. А как уедешь, если у магазина ещё есть велосипеды, ждущие своих хозяев?
Две остановки на магазины — минус полтора часа. А ещё планируется обед на 1 час, плюс возможны поломки в пути и многочисленные остановки. Как при этом проехать 100 км, особенно по грунтам?
Когда делается объявление о мероприятии, то непонятно, какое количество велосипедистов приедет на старт. Необходимо на старте произвести его коррекцию с учетом количества велосипедистов. Если приехало 20 и более человек, то сейчас закупаемся по полной и больше ни в какие магазины не заезжаем. Если 10 человек, то можно ещё заехать в один.
Другой вариант — объявить готовность по времени. Сейчас 11:20 и в 11:30 уезжаем от магазина. Если кому-то нужно больше времени, то договаривайтесь между собой и догоняйте.
Велопоездка по расписанию? А как иначе? Или все должны ждать двух-трёх?
Подведём итог. Неготовность велосипедистов к поездке = большие потери времени и проблемы для всей группы.
Второй типичная проблема состоит в «рваном ритме» заезда. Дали 20 по грунтам, через 10 минут ждём 5 минут, пока приедет хвост. Дали 25-30 по асфальту — через 20 минут ждём 10 минут, пока приедут все.
И таких остановок может быть раз 20-30 на 100 км. А что здесь такого? Отдыхаем часто — хорошо же!
Попробуйте сделать 10 ускорений по 100 метров с отдыхом 5 минут между ними. Да после последнего уже ползти никуда не захочется.
Понимаю, что горняки, в отличие от шоссеров, товарищи резкие. Вторые раскрутили обороты и пошли по асфальту, а первым нужно то по корням ехать, то в песках пахать, то по плитам и камням трястись.
Но результат этой резкости будет один — и других укатаешь, и сам наешься. А в конце придётся гнать, чтобы завершить маршрут не на следующий день.
«Угарная» концовка — это ещё одна типичная ситуация, которая может стать полной неожиданностью.
В анонсе пишут: 100 км 50/50%, ССД по грунтам 15 км/ч / асфальту 20 км/ч. Написано реально, а на практике может быть так: темнеет, группа в лесу / на трассе, а ещё крутить 30 км. И как она может пойти? 25 по грунтам / 30 по асфальту. Если у кого-то случится поломка, то нужно быть готовым к тому, что останешься один просто потому, что никто не услышал твои крики (или постеснялся крикнуть и подумал, что сейчас всё быстро исправлю и догоню). Только через 10 км обнаружат, что, вроде, кого-то нет.
Окружающая обстановка бывает разной. Есть узкие тропинки и трассы, где ехать получится только друг за другом и желательно быстро. Но есть немало второстепенных дорог и тропинок, где можно спокойно ехать парами, смотреть на окружающую природу и обмениваться впечатлениями.
Например, Вело 1 и «Вело 2» - это как раз такие спокойные маршруты.
Ещё один момент — фактор организатора.
Как правило, мероприятия на 100-150 км организовывают весьма подготовленные люди, которым нравится ездить быстро. Им очень непросто переключиться на спокойный режим езды просто потому, что они привыкли гонять и испытывают удовольствие именно от быстрой езды. А как это сделать, если процентов 20-30 группы постоянно отваливают? Правильно — вкрутить 10 минут, чтобы потом 5 минут ждать отставших.
Лично я поступаю так: в субботу катаю спокойно с другими, а в воскресенье даю по полной в одиночку.
Как ни крути, а если ты организовал мероприятие, в котором явно не указано, что отстающих не ждём, то придётся учитывать возможности всех.
Здесь есть несколько решений, например, отправить быструю группу вперёд до понятной ключевой точки, а с оставшимися ехать медленно.
Разбивка группы на части имеет немало преимуществ:
- экономия времени на магазин. Пока медленные едут, вторые доедут до магазина и закупятся.
- учёт интересов. Если возможны два варианта, то одна группа может ехать по грунтам, другая — по асфальту
- желающие облазить развалины и интересные места уезжают вперёд
На мой взгляд максимальное количество велосипедистов на одного организатора — 7-10 человек, если 3-5 — это вообще хорошо, особенно, когда все едут.
В качестве ориентира поделюсь своим опытом возможностей разных коллективов.
Группа 3-5 человек, все едут, движение равномерное, набор высоты до 1000 метров:
Завидово — Морозки (140 км) с купалкой и обедом 1,5 часа
Тверь — Конаково — Дубна — Яхрома (180 км) с обедом на 40 минут
Солнечногорск — Пушкино — Ботсад (150 км) с купалками и обедом на 1 час
Сергиев Посад — Загорская ГАЭС — Сергиев Посад (100 км) с обедом на 1 час и ужином на 1 час
Группа 10 человек:
Серпухов - заповедник Таруса - Серпухов (100 км) с привалом на 1 час и ужином 1 час в фаст-фуде
Группа 20 человек:
Маршрут на 60 - 100 км, только магазины, привал на 1 час, рваный ритм, очень много остановок в пути, большая потеря времени и высокая вероятность того, что под конец будут большие потери в группе
Вывод: если хочется нормально пообедать или поужинать, то это группа до 5-7 человек, которая едет и едет равномерно.
Во всех остальных случаях по времени получается только фаст-фуд и еда из магазина (если мероприятие без костра).