Рассказываем о знаменитом реформаторе Сергее Витте
Деятельность Сергея Юльевича Витте — дедушки русской индустриализации — привели Россию к значительному промышленному росту.
С движением и скоростью он провёл бок о бок практически всю жизнь: карьера Витте началась на железной дороге и была так или иначе связана с ней до самого конца.
Витте. Начало
Родился Сергей Витте в 1849 году в Тифлисе. После гимназии уехал в Одессу, где начал обучение на физмате Новороссийского университета. Отучившись, поступил на службу в управление Одесской железной дороги.
"Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролёра и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение", — писал Сергей Витте в своих "Воспоминаниях".
Карьерная лестница
Через несколько лет, достаточно изучив работу железнодорожника, Витте стал главой службы эксплуатации той же дороги. Дорога эта пользовалась нехорошей славой, нередки был аварии. Однако после начала Русско-турецкой войны магистраль стала незаменимой: именно по ней на фронт отправляли людей и грузы.
И тут Сергей Витте сумел проявить свой организаторский талант. Чтобы локомотивы не простаивали во время отдыха машиниста и работали без перерыва, Витте придумал паровозные бригады. Кроме того, он сократил интервалы между воинскими составами.
В конце 70-х годов XIX века Витте перебрался в Петербург и стал возглавлять эксплуатационный отдел при правлении Общества Юго-Западных железных дорог. Одновременно он разрабатывал Устав русских железных дорог и продвигал идею о создании отдельного Совета по железнодорожным делам. А в 1880-м стал жить в Киеве.
В этот период Витте ставил перед собой задачу увеличить доходы от магистралей с помощью привлечения большего объёма грузов. Для этого он провёл несколько реформ, в частности — кардинально изменил тарифную политику, упростил процедуры приема товаров, ввёл ускоренные поезда для перевозки ценных грузов.
Благодаря его работе всего за четыре года доход от магистралей Общества вырос больше чем втрое.
Дальше — больше
В Юго-Западном обществе он проработал её несколько лет на должности управляющего дорогами, а в 1889-м в его ведении оказались не только несколько магистралей, но и вся отрасль. Витте вернулся на госслужбу и стал главой департамента железнодорожных дел Минфина, а ещё через три года — министром путей сообщения.
Этот пост Витте занимал меньше года, но успел многое: в частности, провёл реформу железнодорожных тарифов. Говорят, что именно в это время в отечественных пассажирских поездах появились подстаканники.
А вот следующий пост — министра финансов — Витте занял больше чем на 10 лет. И на этот период железные дороги России остались одним из главных его дел. Без его вмешательства строительство Транссиба могло растянуться на десятилетия. При Витте на посту главы Минфина российские магистрали росли практически молниеносно: длина дорог за время его нахождения в правительстве выросла почти в два раза, строительство вагонов — в три раза, а локомотивов — в семь.
Именно Витте одобрил прохождение Транссиба через китайскую Маньчжурию и договорился об этом с Китаем, имея в виду не только более короткий путь, но и расширение присутствия России на Дальнем Востоке.
Не только магистрали
Конечно, на посту министра финансов Витте занимался не только железнодорожными вопросами. Он провёл денежную реформу и реформу торгово-промышленного налогообложения, участвовал в разработке рабочего законодательства… Витте занимал этот пост до 1903 года, затем был главой Совета министров, в 1906-м ушёл в отставку, а в 1915 — умер.
В своих мемуарах Витте так написал об одном из секретов успеха: "Я имел счастье, где бы ни служил, приглашать талантливых сотрудников, что, по моему мнению, составляет одно из самых главных и необходимых достоинств администраторов по крупным делам, а по государственным в особенности. Лица, которые не умеют выбирать людей, не имеют нюха к людям, мне кажется, не могут быть хорошими администраторами и управлять большим делом".