Найти тему
alexunited

Размышления о ценообразовании в коммерческом образовании

Тема, по сути, вечная и неисчерпаемая - одни репетиторы постоянно повышают цену и другим советуют делать то же самое, с разной степенью агрессивности, а другие до сих пор преподают по 700 рублей в час (причём, некоторые делают это, не побоюсь этого слова, превосходно) и боятся повысить даже до 1000, ибо "ну как же бедные родители такие деньжищи платить будут", "как же я буду людям в глаза смотреть" и вообще "у нас в городе средний чек 500 рублей - ко мне же никто не пойдёт".

Я в таких случаях представляю себе, как в каком-нибудь автосалоне на окраине Москвы, который продаёт вздорожавшие по объективным причинам "Феррари" или "Бентли", выставляют машины на продажу ниже себестоимости, потому что "средний чек по городу - из-за "Лады" и китайцев - два миллиона, кто же будет покупать по 10-20?" Ну, вот такая у меня богатая фантазия. Можете представить себе такое? Или, скажем, сок J7 не будут поставлять в сети, потому что он по 200 и больше рублей за литр выходит - ну никто же не купит, пока есть Global Village и прочие марки в два раза дешевле!

Почему-то, когда речь идёт о товарах и услугах, относящихся к необходимости либо роскоши, практически все более или менее понимают базовые правила из экономики, историю про спрос и предложение и тот очевидный факт, что цена регулирует спрос - в девяностые годы прошлого века говорили, что "раньше полки были пустые, а теперь - сплошное разнообразие, но денег нет", то ли не понимая, то ли просто прикидываясь, что не понимают, что это разнообразие и обилие напрямую связано с тем, что приобрести 120 сортов колбасы и пива не каждый может. Если собран рекордный урожай, скажем, картошки в стране, то она будет стоить по 15 рублей за килограмм, а если урожая недосчитались и её придётся ввозить из Израиля и Египта - вполне нормально, что такая картошка может стоить на порядок больше.

-2

Но, как только начинаешь говорить, что экономика абсолютно одинаковая и у картошки, и у репетитора, вылезает куча свидетелей "учитель должен", "это не работа, а призвание" и прочих "барыги-репетиторы сами развалили школьное образование, чтобы обдирать бедных родителей". Ну точно так же, как, скажем, производители колбасы специально развалили Советский Союз, чтобы теперь продавать нам колбасу не по государством установленным ценам (по которым за ней нужно было отстоять очередь - и ещё не факт, что достанется), а по тем ценам, по которым она спокойно лежит на полках несколько дней, от одной поставки до другой (кстати, в советское время тоже были магазины - думаю, что нелегальные, но я не специалист по той эпохе, да и не жил в неё, собираю лишь обрывочные сведения по воспоминаниям тех, кто жил - в которых всё всегда в наличии имелось, только стоило не столько, сколько партия велела). Смешно? Смешно. Но ведь аналогия прямая!

Безусловно, есть отдельные учителя, которые в школе отбывают номер, а душу вкладывают в свои коммерческие репетиторские занятия - но большинство не таковы, большинство плохо преподающих в школе столь же плохо будет и за деньги учить, а большинство хорошо преподающих за деньги будет и в школе планку держать - вот только многим ли, умеющим хорошо учить, интересна эта каторга, где ты всем и каждому должен по определению, а вместо денег имеешь священный учительский долг? Риторический вопрос.

-3

Коммерческое образование, конечно, расцвело настолько пышным цветом из-за того, что система в глубоком кризисе - но это нормальный экономический процесс. Если бы кто-то (читай: государство) был заинтересован в исправлении проблем массовой школы, он бы этим занялся - а если в школе всё вдруг станет хорошо, то и репетиторский рынок обвалится сам собой. Обвинять репетиторов в том, что они, видя запрос общества на определённый вид услуг, все эти услуги предоставляют, довольно странно - или давайте обвиним владельцев кофеен, которые открываются на каждом углу, потому что запрос общества на стакан кофе на бегу весьма велик, да и красиво посидеть с чашечкой у окошка люди тоже иногда любят. Или зарабатывать на желании людей выпить кофе - можно и богоугодно, а зарабатывать на тяге людей к знаниям вдруг плохо и противно?

Да, конечно, право граждан России на бесплатную чашечку кофе в Конституции не закреплено. Но если бы оно было закреплено, и в государственных кофейнях вам бы наливали бесплатно даже не тот самый прекрасный советский кофе "из жбана", а какую-нибудь откровенную бурду из отходов, всякий неликвид, то, что осталось после продажи нормального кофе в коммерческие кофейни - кто был бы виноват в сложившейся ситуации? Вы бы посмели ругать этих бизнесменов, которые, как Прометей, принесли Вам нормальный кофе за деньги, что это они специально испортили полагающийся Вам государством бесплатный кофе? Или "это другое"? Ведь Вас же никто не заставляет ходить к ним - пейте бесплатный в государственной кофейне, имеете же право!

-4

Коммерческое образование, как и любая другая сфера бизнеса, развивается по тем же экономическим законам. Я давно и с большим интересом наблюдаю, как по-разному реагируют на цены разные родители. Причём, казалось бы, схожие по внешним признакам условия (то есть доход семьи и, тем более, внутренние проблемы на лицах не написаны, но не думаю, что это влияет на мышление - те, кому реально не хватает денег, репетитора не ищут): вот буквально с разницей в неделю общался с двумя потенциальными клиентами из Москвы. Первым готов был по прошлогодней цене (2500 рублей за 55 минут) предложить - услышал, что собеседник "в шоке от цен". Ну, наверное, коммерческий ВУЗ дешевле будет - бывает. Вторым уже озвучивал текущие 3000 рублей за 55 минут - и никаких вопросов и сомнений, сразу "куда платить?" и "когда начнём?" И это мои очень скромные цены - а люди с опытом именно репетиторства, у которых в год по десятку стобалльников несколько лет подряд, спокойно могут 10000 за полчаса группового занятия брать. Потому что дают.

Единственным достойным внимания фактором ценообразования является то, готовы ли тебе платить эту цену. Гуру инфобизнеса учат всяким разным штучкам на грани манипуляции, отработкам возражений, маркетингу - и это наверняка работает, но в реальности самое главное - ценность продукта, которая должна для покупателя быть выше цены. Если ценность продукта для покупателя ниже цены, которую с него требуют, то он не купит. А создать ценность продукта мы можем, если постоянно развиваемся и совершенствуемся сами.

-5

Поэтому, если продавать только универсальный продукт под названием "час репетиторства", то и стоить он будет, как "час репетиторства". А даже если уже продавать "час репетиторства с учителем высшей категории и экспертом ЕГЭ" - цена растёт автоматически. Это уже не просто колбаса без названия, а колбаса высшего сорта. А ещё можно продавать "курс занятий по авторской методике с экспертом" - это, правда, немного отдаёт инфоцыганщиной, но если Вы лично не сомневаетесь в качестве своего продукта, а клиент покупает его за красивую упаковку, то какие религиозные соображения мешают Вам эту самую упаковку покупателю предоставить?

- Девушки из рода Иллишхази никогда не выйдут на панель!
- Если только это не будет панель нашего родового замка!

Мне лично, кстати, ужасно неприятно заниматься продажами. С удовольствием это дело делегирую, как только договорюсь с самим собой, что лучше делиться прибылью, чем заниматься нелюбимым делом. Но только это уже совсем другая история.